Ассоциация производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Росасфальт», которая в середине июня призывала штрафовать автолюбителей за езду на шипованной резине летом, может быть замешана в ряде коррупционных скандалов со строительством дорог. Эта якобы общественная организация объединила под своей вывеской крупных игроков на рынке дорожного строительства, которые осваивают госконтракты на миллионы и миллиарды рублей по всей стране.
Однако качество дорог, которые строят эти фирмы в Москве и регионах, подчас не выдерживает критики, выяснили «Известия». Руководство одной из фирм, возможно, тратит заработанные на господрядах миллионы на финансирование американской организации сайентологов — по словам экспертов, одной из самых опасных тоталитарных сект в мире.
Виновата резина
В середине июня ассоциация «Росасфальт» оскандалилась непопулярным предложением штрафовать водителей на 4 тыс. рублей за езду на шипованной резине в летний период. По словам руководителя компании Николая Быстрова, такие автолюбители портят дорожное полотно и создают риски для выполнения нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». В Минтрансе и Госдуме к инициативе отнеслись настороженно, в ГИБДД ее не поддержали.
Согласно нацпроекту «Безопасные дороги», к 2030 году в стране должно быть отремонтировано 60% региональных и межмуниципальных дорог. Но из-за бесконтрольного применения шипов уже через год-два снова появляется колея, рассказал «Известиям» Николай Быстров.
— Ремонтировать приходится, как правило, подрядчикам в пределах гарантийного срока. В итоге компании несут убытки — особенно с учетом удорожания битума в 2021 году, — пожаловался он.
Между тем, дороги, которые строят входящие в «Росасфальт» фирмы по всей стране, трещат и без зимней резины. Как, например, в Омске, где работы выполняла компания «Стройсервис». Мэрия Омска через суд обязала фирму устранить дефекты на 14 дорогах в городе, однако исполнять свои гарантийные обязательства компания не спешит. В интервью местным СМИ гендиректор «Стройсервиса» Яков Вагнер претензий местной мэрии в плохом качестве выполненных работ не признал. И обвинил во всем дорожные службы города: якобы они плохо ухаживают за дорогами.
— Они хотят, чтобы мы за свой счет содержали город, — заявил Яков Вагнер в интервью местному изданию Om1.ru.
Похожая история произошла в Хантымансийском автономном округе. Там фирма «Автобан», которая тоже входит в «Росасфальт», в 2019 году построила дорогу Унъюган — Коммунистический за 5 млрд рублей. Результат такой же: дыры и трещины по всей дороге, свидетельствуют кадры видеосъемки (есть в распоряжении «Известий»).
Как так получилось и куда ушли выигранные на госконтракте миллиарды, сейчас выясняет прокуратура области, она проводит по этому факту проверку.
Комментируя ситуацию «Известиям», Николай Быстров заявил, что дорога в Ханты-Мансийске была построена «Автобаном» по новой суперсовременной технологии нано-асфальта. На вопрос, почему вопросом заинтересовалась прокуратура, он ответить не смог.
По словам Николая Быстрова, один из критериев вступления в ассоциацию — «готовность организации заниматься инновационной технической политикой».
— У нас критерий однозначный — если организация реально по своему техническому уровню соответствует современному уровню развития дорожного хозяйства в нашем отечестве и мире, она может к нам войти. Если ее интересуют только объемы, им нечего делать в нашей ассоциации, — заверил руководитель «Росасфальта».
Ситуацию с дефектами омской дороги от «Стройсервиса» Николай Быстров прокомментировал так.
— Ко мне не поступало ни одного материала, связанного с недостатками «Стройсервиса», я знаю технический уровень людей, которые там работают. Владельцы фирмы — не мой вопрос, — сказал он.
Украино-немецкое партнерство
Еще одна фирма, которая входит в «Росасфальт» — ООО «Русско-германское СП «Автобан» —юридический адрес имеет в Москве, однако фактически там не находится, убедились «Известия», побывавшие по месту прописки фирмы. Согласно данным базы «Спарк», бенефициаром фирмы является гражданин Германии Вальтер Цахариас. Можно предположить, что он же владеет Zacharias Iternational Projects — оффшорной фирмой, прописанной в Мадейре.
В 2017-2019 годах Вальтер Цахариас организовал на Украине украинско-немецкую компанию «Автострада», которая ремонтировала и строила дороги в стране.
В 2019 году премьер Украины Владимир Гройсман лично проверял ход строительства одного из объектов фирмы — трассу М-12, которая строилась в рамках международного проекта. На ролике в YouTube «Автострада» рекламирует себя как одну из лучших компаний на Украине, которая строит дороги по самым современным технологиям с использованием суперсовременной техники.
В социальных сетях украинские пользователи жалуются, что дорога, которую строили в селе Вири, частично разрушена и местами представляет собой кучу асфальтовой крошки.
Итогом стал ряд судебных процессов. Например, в Запорожье «Автострада» строила несколько объектов, в частности, трассу Кропивнецкий-Кривой Рог-Запорожье. На странице в соцсетях журналисты одного из местных телеканалов сетуют, что дороги в Запорожье разрушаются, несмотря на бюджетные вливания.
В России в 2021 году «Русско-германский «Автобан»» заключил госконтрактов на 985 млн рублей.
Прибыльный бизнес
Несмотря на трудности подрядчиков, которым, со слов Николая Быстрова, приходится то и дело латать испорченный автомобилистами асфальт и терпеть из-за этого убытки, фирмы, которые входят в «Росафсальт», трудно заподозрить в бедности.
По данным «Спарк», один из учредителей ассоциации, петербургский ООО «АБЗ-ВАД» заработал в 2020 году 1,5 млрд рублей. Чистая прибыль фирмы «Автобан», которая в 2019 году строила ту самую дорогу в Ханты-Мансийске, в 2020 году составила 7,7 млрд рублей. В одном только этом году фирма заключила госконтрактов на 1,1 млрд рублей.
Компания «Стройсервис», которая судится с омской мэрией из-за дороги, в 2020 году заработала 1 млрд рублей. В этом году с ней заключено 13 госконтрактов на 4,2 млрд рублей.
Не бедствуют и другие фирмы «Росасфальта», в то время как сам он живет довольно скромно, по крайней мере официально. Согласно сведениям «Спарк», чистая прибыль ассоциации за прошлый год составила 734 тыс. рублей.
При этом фирма «Автобан» за последние годы пережила ряд уголовных дел по статьям «Мошенничество» и «Незаконная банковская деятельность», писали СМИ. Руководитель фирмы Алексей Андреев в 2015 году прославился тем, что обвинил представителей правоохранительных органов в вымогательстве у него 4,5 млн рублей за якобы прекращение следственных действий в отношении компании, сообщали «Известия».
В 2014 году фирма Алексея Андреева строила ЦКАД — Центральную кольцевую автомобильную дорогу А-113. История прославилась многомилионными хищениями и уголовным делом бывшего руководителя Росавтодора Сергея Кельбаха. Сроки строительства были сорваны, но «Автобан» по-прежнему получает контракты.
По данным открытых источников, руководитель «Автобана» Алексей Андреев долгое время входил в список журнала «Форбс». Но светилась его компания и на страницах других изданий: например, в каталоге WISE - Всемирной ассоциации сайентологических предприятий в 2018 году.
Помощница Андреева - Елена Усманбаева – представляла интересы хабаровских сайентологов в суде в 2002 году, ее фамилию можно найти в судебном решении среди адвокатов. Дело было заведено по заявлению прокурора Хабаровского края о ликвидации общественной организации «Хабаровский региональный гуманитарный центр «Дианетика».
В интересах спрута?
По данным Центра религиоведческих исследований во имя священномученника Иренея Лионского, который занимается исследованием новых культов и сект, он перевел на счет сайентологической церкви 5 млн рублей.
Сайентология – одна из самых опасных тоталитарных сект американского происхождения, рассказал «Известиям» российский сектовед Александр Дворкин. В нашей стране она ликвидирована, но не запрещена, хотя для этого есть все основания, считает эксперт.
Он сравнил иерархию в организации со спрутом с множеством щупалец – один центр и множество подконтрольных ответвлений по всему миру. В России сайентологи действуют через так называемые образовательные и бизнес-тренинги, в ходе которых вербуют в свои ряды новых адептов.
Всемирный институт сайентологических предприятий (WISE), в который, согласно имеющимся в распоряжении «Известий» документам, «Автобан», вероятно, входил как минимум в 2018 году, заведует образованием и курсами по привлечению бизнесменов.
Если какая-то фирма вносит в WISE деньги, то это не благотворительность и не меценатство, а плата за свою продвижение по лестнице в иерархии.
- Благотворителей там нет, а есть люди, одураченные сайентологией, из которых организация настойчиво и мастерски вымогает деньги. И чем выше человек поднимается, тем дороже цена. Это - как раковая опухоль, значит, человек будет и дальше платить, и суммы траншей будут расти, - говорит Александр Дворкин.
По его словам, «Автобан», который выигрывает миллионные госконтракты на строительстве дорог в России, мог жертвовать WISE такие же миллионные суммы, может означать, что фирма, вероятно, работает на обогащение сайентологического спрута. И не только сама фирма, но и российские налогоплательщики, поскольку деньги, которые выигрывает «Автобан», поступают из бюджета, указал Александр Дворкин.
- По сути происходит перекачка бюджетных денег из государственного кармана в карман сайентологов, - заключил эксперт.
Сведениями о том, входит ли сейчас «Автобан» в WISE, редакция не располагает. Получить оперативный комментарий на этот счет у президента WISE СНГ Евгении Сухаревой не удалось – она посоветовала «Известиям» отправить официальный запрос «туда, куда считаете нужным».
Дорожный симбиоз
Крупные игроки дорожного рынка часто объединяются в некоммерческие организации с единственной целью – лоббировать свои коммерческие интересы, рассказал «Известиям» руководитель антикоррупционного комитета Московской области Сергей Королев.
- У многих игроков отрасли есть свои представители в администрациях регионов, которые влияют на распределение госзаказов в части дорожного строительства. Поэтому заказчики строительства и подрядные организации — это зачастую одни и те же лица, - отметил эксперт.
В сегменте дорожного строительства нет прозрачности и конкуренции, а прорехи в законе позволяют недобросовестным фирмам завышать стоимость работ в разы.
- Государство вливает в эту сферу миллиарды, и этим часто злоупотребляют чиновники на местах - через своих друзей по бизнесу они создают дорожные организации, которые осваивают эти деньги. При этом качество их работы не выдерживает критики, - поделился мнением Сергей Королев.
Выигрывая контракт, нечестные подрядчики чаще всего используют самые дешевые смеси, получают до 40% за счет экономии на материалах, качестве, технике, рабочих, сказал «Известиям» координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов.
Система построена так, что заказчик - представитель государства тоже заинтересован заработать на подряде и не нести никаких дополнительных обязательств. Таким образом, на строительстве дорог зарабатывают все — и подрядчики, и заказчики, объяснил он.
В России остро стоит проблема некачественных дорог, особенно регионального значения, рассказал «Известиям» председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.
Если федеральные трассы соответствует дорожным стандартам качества примерно на 70 процентов, то дороги регионального значения - лишь на 20-25%, говорит эксперт. Мэрии Омска и властям Хантымансийского округа нужно добиваться от компаний, входящих в «Росасфальт», чтобы дороги, которые они же и построили, были приведены к необходимому стандарту, уверен он.
- Регионы должны строго следить за соблюдением техтребований и не принимать дороги низкого качества, так как это несет огромные экономические потери и влияет на безопасность движения, - отметил Борис Рыбак.
Ассоциации, чьи фирмы обросли судебными скандалами из-за плохого качества построенных объектов, вряд ли имеют моральное право выступать с какой-либо общественной инициативой, считает Сергей Королев. Тем более – с предложением о штрафах для рядовых автолюбителей, которые как раз и ездят по построенным ими дорогам и страдают от этого, подчеркнул он.
Выдвигая такие идеи, их авторы руководствуются своим коммерческим интересом, а вовсе не общественным благом, считает эксперт.