Информационная война против России началась задолго до признания Донецкой и Луганской народных республик. Государственный переворот 2014 года запустил полномасштабную кампанию в медиапространстве самой Украины и ее союзников. Любые действия России очернялись, а мирные жители Донбасса и Крыма преподносились как сепаратисты и террористы.
За восемь лет информационное поле Украины было полностью перекроено: сформировалась многокомпонентная экосистема, которая продвигала нужные заказчику нарративы на всех уровнях, начиная с комментариев в соцсетях и заканчивая проплаченными публикациями в крупнейших СМИ.
И сегодня вся эта экосистема развернута на полную катушку: делается все для того, чтобы оправдать действия украинских властей и выставить народные республики Донбасса и Россию агрессорами.
О том, как ведется информационная война против России, какие «фабрики троллей» для этого задействованы, и какие инструменты использует Украина для достижения своих целей, — в специальном расследовании для ФАН от Telegram-канала «Рыбарь».
Содержимое:
1. Четыре вестника войны
2. «Смута», «Володя» и все-все-все
3. «Объективная» журналистика
4. Заказ от Габсбургов
5. Точные науки
6. «Бот-фермы» шоколадного короля
7. Порошенко — спаситель Украины
8. Имиджевые войны руками «бот-ферм»
9. Донбасские мотивы от бизнеса
10. Единые сети, единое пространство
Четыре вестника войны
Условно все органы информационного противоборства на Украине можно разделить на четыре группы:
- государственные медиа;
- специализированные структуры силовых ведомств;
- информационные сети иностранных государств;
- частные «фабрики троллей» и медиа, принадлежащие олигархам.
Все они взаимосвязаны и работают в рамках единой информационной системы, отрабатывающей нужные с точки зрения заказчиков нарративы как в украинском обществе, так и за рубежом.
Одним из важнейших организаторов антироссийских информационных кампаний выступают центры информационно-психологических операций (ЦИПсО) ССО Украины. После государственного переворота 2014 года и фактического перехода Украины под прямое внешнее управление, западные спецслужбы взяли под полный контроль строительство и функционирование как Вооруженных сил Украины, так и спецслужб.
Строительство и работа местных ЦИПсО велась под прямым руководством кураторов из Великобритании. Речь идет об офицерах 77 бригады сил специальных операций, специализирующихся на ведении электронной и психологической войны, которые как минимум с 2018 года находятся на Украине. Впоследствии офицеры ССО Великобритании были усилены представителями Национальных киберсил.
В Службе безопасности Украины и Министерстве внутренних дел были развернуты аналогичные подразделения, но они играют скорее дополняющую роль и отрабатывают повестку по линии своих ведомств, тогда как основная нагрузка ложится на плечи ЦИПсО.
Если спецслужбы разрабатывают и организуют информационные кампании, то государственные медиа и информационные сети иностранных государств преследуют своей целью их распространение. Основными заказчиками выступают Великобритания и Нидерланды: обе страны являются крупнейшими инвесторами в экономику новейшей Украины, поэтому выстраивание «правильного» информационного освещения — это насущная необходимость для защиты собственных интересов. Главными организаторами выступают британский BBC, признанная иноагентом англо-голландская организация Bellingcat1 и нидерландская Free Press Unlimited.
Параллельно с запуском специализированных структур на Украине появились частные так называемые «фабрики троллей» и «бот-фермы». В списке заказчиков как украинский Офис президента, так и олигархат (Петр Порошенко, Игорь Коломойский и Ринат Ахметов). Используя подконтрольные СМИ, пиар-агентства и блогеров, бенефициары устраивали одну медиакампанию за другой как для обеления своих интересов, так и для продвижения нужных Украине нарративов.
Сегодня «фабрики троллей» выступают в качестве дополнительного инструмента воздействия на украинскую аудиторию. Масштаб их деятельности несопоставим с объемами работы спецструктур или западных медиа, однако в случае необходимости они подключаются к отработке нужных нарративов.
«Смута», «Володя» и все-все-все
Основными задачами украинских ЦИПсО являются информационный терроризм, разведывательно-подрывная деятельность в медиаполе, а также формирование нужного общественного мнения. Украинским органам информационной борьбы необходимо оказывать наибольшее деструктивное влияние на объект воздействия. Всего таких центров на Украине развернуто четыре, а организационно они входят в состав Сил специальных операций Украины.
21 февраля на Telegram-канале хакерской группы «Берегини» были опубликованы отчеты по психологическим операциям, проведенным личным составов украинских ЦИПсО в последние годы.
Например, психологическая акция «Володя», запущенная в 2021 году, преследовала целью подрыв доверия к военно-политическому руководству России в областях, граничащих с Украиной, а также формирование недоверия к действиям регионального руководства. Специалисты 72 ЦИПсО продвигали тезисы о гибели российских военнослужащих за рубежом, участии ФСБ России в преступных схемах и коррумпированности российских властей.
Пик информационной кампании пришелся на июнь-сентябрь 2021 года в преддверии дня всеобщих выборов. Специалисты 72 ЦИПсО размещали комментарии в VK и «Одноклассниках», публиковали посты в профильных Telegram-каналах и вбрасывали нужную информацию. Параллельно с этим создавался негативный образ российских силовых структур.
В начале 2022 года стартовала другая психологическая акция — «Смута». Как следует из названия и официальных документов, главная задача — это дестабилизация социально-политической обстановки в Российской Федерации в период подготовки и проведения президентских выборов в 2024 году.
«Болевыми точками» российского общества назначены ухудшающаяся социально-экономическая обстановка, «экспансионистская политика РФ и ее международная изоляция», коррупция и пандемия COVID-19. Все это должно будет, по замыслу организаторов, привести к социальному взрыву, массовым акциям протестов и гражданского неповиновения.
После публикации стартовых постов их активно начинали комментировать целые сети аккаунтов в социальных сетях. У материалов искусственно увеличивалась значимость, их выводили в топ рекомендаций в социальных сетях. В свой собственный актив специалисты ЦИПсО записывали акции российских оппозиционеров, недовольство населения действиями администраций Москвы и Санкт-Петербурга.
Помимо Украины усилия ЦИПсО были направлены на расшатывание обстановки на Донбассе — этому посвящены психологические акции «Гном», «Маскарад» и «Феофан», о которых подробно рассказал Telegram-канал «Джокер ДНР». Украинские специалисты сконцентрировали усилия на разжигании панических настроений среди гражданского населения, дискредитации военно-политического руководства ЛДНР и приведении в упадок морального духа военизированных формирований народных республик.
Благодаря созданной сети псевдодонбасских ресурсов и аккаунтов вбрасывалась разноплановая информация, так или иначе способствовавшая достижению этих целей. Среди отчетных документов фигурируют такие посты как «Хуже еще будет», «Фальшивые деньги», «Шахтерские реалии», «Зарплата мужа», «Обеспечьте промышленную безопасность» и многие другие. Все это распространялось через блоги в LiveJournal, ресурсы TJournal и Fishki.net, а также в VK, «Одноклассниках» и Telegram.
И это лишь малая часть тех операций, которые проводят украинские органы информационно-психологической борьбы.
Помимо проведения информационно-психологических акций в России и на Донбассе разрабатывались планы по созданию молодежных неонацистских группировок (операция «Рейв») на территории ЛДНР для последующей смены власти в народных республиках. Планировалось создание региональной ячейки, которая в перспективе объединила бы подобные движения в странах Закавказья и Балканского полуострова.
Все эти движения объединяет символика «соросовского» сжатого кулака — неофициального символа революций, спонсируемых коллективным Западом.