Тема эта считаю, очень актуальна. Постараюсь объяснить, почему это так и почему меня достаточно серьезно волнует этот вопрос. Да потому что с темой приветствия мы сталкиваемся каждый день и по многу раз. Учим приветствиям учеников классов казачьей направленности (казачьими классами назвать их язык не поворачивается). При обращении одного казака к другому или при обращении к группе казаков в нашем Анапском районном казачьем обществе принято произносить: «Слава Кубани» а отвечать «Героям слава». Для меня как казака в силу определенных причин  долгое время проживавшего на территории сначала Всевеликого Войска Донского а потом Уссурийского Казачьего Войска было непривычно и не понятно, почему такое приветствие используется только в Кубанском войсковом казачьем обществе и в нашем Таманском отделе в частности. То, что это приветствие явно копирует фашистское, бандеровское приветствие: «Слава Украине» отзыв «Героям слава»   практически никого из казаков не смущало, мне показалось очень странным и даже обидным. Тем более использование этой фразы в школах при обращении с учениками классов казачьей направленности. Ведь схожесть, практически эдентичность этих приветствий просто очевидна. Наши казаки мне объяснили свое отношение к этому приветствию тем, что это яко бы исторически сложившаяся традиция в ККВ, так здоровались на Кубани и раньше, а приветствие это украинские националисты и фашистские прихвостни бандеровцы, попросту «украли» у славных кубанцев. Да и вообще нет в этом ничего страшного, только поднимает авторитет Кубани. Мне все эти доводы показались более чем не убедительными, тем более что казаки как минимум тех казачьих войск, с которыми я непосредственно встречался и общаюсь до сих пор «Донцы, Терцы, Уссурийцы, Забайкальцы, Амурцы, Астраханцы, Уральцы, Семиреченцы» здороваются и приветствуют друг друга, все и всегда одинаково, по старым казачьим традициям. А на Кубани казаки что другие, не казачьего народа? Впрочем, и на Кубани казаки потомки Линейцев  так же как и казаки всех остальных войск, тоже в основном скажут при встрече знакомое и понятное любому казаку «Здорово живете», «Здорово дневали», «Здорово вечеряли (ночевали)», «Здоровеньки булы»,  а в ответ услышишь привычное любому казаку «Слава Богу». Исходя из этих  противоречий, было решено изучить вопрос употребления фразы: «Слава Кубани» - «Героям слава» более глубоко.

Начать изучение этого вопроса я решил со всем известной «Википедии», где в главе Кубанские казаки обнаружил конкретный Раздел: «Приветствия кубанских казаков». Цитирую дословно: «В казачьих хуторах и станицах было принято приветствовать даже незнакомого человека. Среди распространенных приветствий были «Здорово казаки», «Здорово бывали казаки», «Здоровеньки булы казаки»,  «Здорово дневали (вечеревали, ночевали). Ответом было «Слава богу», но в воинском строю казаки отвечали по уставу «Здравия желаем господин ….».  Экменчи А. (атаман Ейского отдела КВКО с 1998 по 2004 года) утверждал в 2005 году, что помимо общераспространенных  приветствий, среди  некоторых кубанских станичников используется приветствие «Слава Кубани» с ответом «Героям слава». ( заметьте не было принято, а используется сейчас в 2005 году). Авторы газеты «Вольная Кубань»  упоминали фразу «Слава Кубани» с откликом «Героям слава» как вариант казачьего приветствия. Такое приветствие пишут они, предлагалось для школьных мероприятий.  В « классах казачьей направленности» при школах Новороссийска приветствие использовалось регулярно. В связи с событиями на Украине в апреле 2015 года, Управление образования муниципального образования город Новороссийск отменило использование приветствия «Слава Кубани - Героям слава» в «казачьих классах».  Все понятно и доходчиво прописано. Тут и история традиционных  приветствий, и история появления вновь придуманного. 

Для наиболее «упертых» давайте рассмотрим подробнее. Данный вопрос для информационного агентства REGNUM прокомментировал, очень  уважаемый мной природный казак, Атаман Кубанского казачьего войска с 1999 по 2007 год казачий генерал Владимир Прокофьевич Громов: «До революции приветствия «Слава Кубани - Героям слава» на Кубани не было. Местные казаки, приветствуя друг друга просто здоровались. Если с человеком старшего возраста – здоровались и называли его по имени отчеству, ровесники, друзья – просто по имени. Это приветствие активно вошло в обиход в начале 90 годов, когда  началось возрождение казачьего движения. Далее в своих выступлениях Владимир Прокофьевич Громов не раз отмечал что фраза «Слава Кубани - Героям слава» была придумана ими в 90 годах для употребления с учениками классов казачьей направленности. Так же Управление образования г. Новороссийска подтвердило И.А. REGNUM что приветствие «Слава Кубани - Героям слава» в классах казачьей направленности отменено».

Отдельно отмечу, что казаки Анапского РКО «с пеной у рта» отстаивают свою позицию - это исконно кубанское приветствие и точка. Но доказать это не могут. Читали мол, изучали, старались. Но вот я, нашёл подтверждение использования этого лозунга только при описании событий 1908 года в романе Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», изданный в 1986 году, в котором сказано, что кубанские казаки используют приветствие «Слава героям, слава Кубани». И в различных найденных мной  доказательствах наличия такого приветствия идёт ссылка только на это произведение. Но это художественный роман, пусть и включающий яко бы, чьи то воспоминания. Но этого крайне мало и по меньшей мере не разумно приводить как доказательство выдержки из художественных произведений. Но других нет. Ни Е. Савельев, ни А. Гордеев, ни А. Ленивов, ни П. Краснов, ни даже Ф. Щербина не то что бы, не подтверждают, а даже не упоминают о таком или хотя бы отдалённо напоминающем лозунге у кубанских или других казаков. Зато есть практически копирующий с бандеровского у современных реестровых кубанских казаков. А вот Борис Алмазов, в книге: «Охваченные членством», изданной в 2004 году, описывает приветствие: "Слава Кубани» и отклик «Героям слава»,  как обычные для кубанской станицы, но только с конца 1990 годов. Это подтверждает и бывший атаман ККВ В. Громов.

Наши казаки изучают, точнее должны изучать историю казачества, в том числе и тему, включающую традиционные приветствия, кубанские наречия. Где я,  тоже не понял, почему это вдруг «балачка» (хотя Кубанские авторитетные  ученые говорят, что правильно будет «балакачка») это наречие всей Кубани и ее изучают в классах казачьей направленности. Линейные казаки ее не знали и вообще не употребляли в разговоре. Между прочим, при слиянии двух войск в ККВ, из Черноморского вошло 176 тысяч человек, а из Линейного 269  тысяч (это официальные данные из Википедии).  Пора нам осознать, что кубанские казаки, несомненно, имеют свои культурные особенности, но они являются частью великого казачьего народа. Пора уже перейти к исторически традиционным, общепринятым во всех казачьих войсках приветствиям казаков,  и изучать именно их в классах казачьей направленности.  В современном возрождающемся казачестве необходимо изучать и прививать именно исторически сложившиеся традиции, в том числе и приветствия, а не кем-то недавно выдуманные. Не так уж и много у нас осталось исконно казацкого в повседневном общении. Так не лучше ли прививать любовь и уважение к чисто казачьим приветствиям, которые понятны всем казакам, а  не только реестровым «кубанцам».

Выходит «ново изобретенное» приветствие  просто кому то нравится. Ни кому не мешает и к нему уже просто привыкли. Однако привыкать, казаку уверен надо к тем приветствиям, которые использовал и использует его народ, деды и прадеды. Так может, к примеру, армянское «Барев дзез» кому то нравиться, или слышит часто, так давайте будем его использовать. Не смущало наших казаков и то, что если какая либо фраза «идеологически испачкана», исторически «опозорена» и воспринимается, как нечто неприличное то такие фразы нормальные люди  стараются исключить из своего лексикона.

Бандеровское «Слава Украине» и «Героям слава», ведь это же определенная аналогия фашистского: «Хайль Гитлер» и «Зиг хайль». В подтверждение тому есть соответствующие исследования. Никому кроме украинских националистов сейчас не придет в голову использовать и произносить эти мерзкие фразы и лозунги. С  ними варварски по фашистски и бандеровски, уничтожали людей. Считаю, что в наше непростое время, когда враги нашей Родины пытаются переписывать историю, просто необходимо исключить все случи использования в  общении казаков любые фразы и лозунги даже отдаленно напоминающие фашистские и бандеровские.  Если конечно эти казаки патриоты России.

Лично я никогда не использую, это приветствие и уж если меня приветствуют, этим для меня однозначно бандеровским приветствием, неизменно отвечаю исконно по-казацки «Слава Богу» и в очередной раз пытаюсь объяснить почему. Современным казакам, как потомкам победившего народа недопустимо давать ни малейшего шанса или намека на любое упоминание чего либо, пусть даже отдаленно напоминающего фашистское и бандеровское. Такое равнодушное и неосторожное отношение к словам или фразам, имеющим негативный подтекст большая и непростительная ошибка. Ведь все начинается со слов и лозунгов. Если приветствие пусть даже наполовину, а не полностью напоминает фашистское его необходимо исключить из обращения.  Там допустили, здесь ослабили, где то разрешили, вот так враждебная идеология и проникает в нашу жизнь. Ничего что на современной Украине этот лозунг используют националисты, в том числе и ровесники наших детей. Орут это приветствие, вкладывая в него всю ненависть к России и всему русскому миру. Эти националистически настроенные подонки, уже наметили и Кубань присоединить к своему недогосударству. Так что могут подумать наши дети? Раз лозунг можно произносить, то может и бандеровщина не так уж плохо и опасно.  Именно поэтому считаю, что назрел вопрос о  принятии решения об отмене этого чужого для казаков приветствия, вплоть до постановки вопроса на сборах казачьих обществ, всех уровней и  даже войска. Потому что использование этого приветствия практически, есть  пропаганда «бандеровской сволочи», а не любовь и уважение к  нашей Кубани. Пусть громко, но по сути это так.
                 
Лично я убеждён, что на данном этапе возрождения казачества одна из основных задач, это задача приобщения к казачьей культуре, организация исторического образования казаков, изучение обычаев, традиций,  уклада жизни наших предков. Все это должно делаться  в целях возрождения исторического казачьего самосознания. Ведь это  основы осознания  принадлежности к казачеству. В том числе начинать необходимо с таких мелочей как приветствие. Вообще с культурных, бытовых, повседневных положений, которые и определяют нашу, казачью идентичность. Мы и так в повседневной жизни, к сожалению, используем не так уж и много традиционно казачьего. Так вот традиционные, общепринятые казачьи приветствия, как раз и будут первыми шагами приобщения к казачьей культуре. Зачем нам придумывать новые и откровенно чуждые. Когда казаки будут готовы не только выполнять обязанности государственной службы, но и культурно соответствовать, считать себя этнически казаками, вот тогда и будут полностью подходить под критерии, с общим гордым и ответственным определением -  КАЗАК.

Р. Костылев