Президент Владимир Путин внёс в Госдуму проект нового федерального закона о гражданстве, который устанавливает категорию лиц, которым оно может предоставляться, и предусматривает сокращение числа требований к ряду категорий людей, принимаемых в российское гражданство.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, с начала действия федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» в российское гражданство принято более 7,3 миллиона человек. В целом он обеспечивал необходимое регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства. Однако внесённые в Конституцию изменения по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 года, более остро поставили вопросы, накопившиеся со дня принятия этого федерального закона.
Принятие законопроекта позволит актуализировать российское законодательство о гражданстве в соответствии с положениями Конституции, а также повысить эффективность правоприменительной практики в этой области.
Условия получения гражданства
В соответствии с законопроектом гражданство может предоставляться лицам, которые владеют русским языком, знают историю России и основы российского законодательства, обязуются соблюдать Конституцию и не представляют угрозу для безопасности страны.
Основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина, является паспорт. Он может быть оформлен как в бумажной форме, так и в виде документа, содержащего электронный носитель.
Гражданами России признаются:
- граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года;
- граждане бывшего СССР, не проживавшие постоянно на территории РФ (РСФСР) на 6 февраля 1992 года и вернувшиеся в Россию для постоянного проживания, при условии рождения в России (РСФСР) или наличия хотя бы одного из родителей, который на день их рождения был гражданином бывшего СССР и постоянно проживал в РФ (РСФСР);
- военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или России и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под российской юрисдикцией и располагавшихся на территориях других государств.
Право на гражданство в упрощённом порядке
Одновременно документ сокращает число требований более чем к 20 категориям лиц при приёме в гражданство и признании их российскими гражданами. Среди них такие категории, как:
- российские соотечественники (граждане бывшего СССР, их дети, участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом);
- те, у кого в России проживают близкие родственники из числа российских граждан;
- те, кто имеет родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах Госграницы Российской Федерации);
- те, кто состоят в браке с проживающим в России гражданином РФ и имеют общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного);
- успешно освоившие в России программу высшего образования, имеющую госаккредитацию, в очной форме и получили документ об образовании и о квалификации с отличием;
Возможность упрощённого приобретения гражданства РФ предусматривается также для лиц, которые до сих пор были вынуждены использовать непростую процедуру восстановления сроков подачи заявлений о приёме в гражданство через Комиссию по вопросам гражданства при президенте.
Кроме того, законопроект устанавливает возможность упрощённого приобретения гражданства лицами, которые получили паспорт гражданина РФ или иной документ с указанием на российское гражданство, но не приобрели гражданство в установленном порядке.
Расширяются полномочия Президента по определению имеющих право на упрощённое приобретение гражданства. Президент может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях. К ним, в частности, могут быть отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана, а также лица, принимаемые в гражданство в соответствии с указами «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке» и «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
В круг лиц, которые имеют право на упрощённое приобретение гражданства, не вошли инвесторы и квалифицированные специалисты. Соответствующие положения Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» не были востребованы на практике, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В целях исключения практики создания фиктивных браков между иностранцами и гражданами РФ упрощённое приобретение гражданства предусмотрено лишь при наличии в браке общего ребёнка.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства наделяются МВД России и МИД России.
Передача полномочия главы государства по принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти сократит срок рассмотрения вопросов гражданства (с одного года в рамках действующего общего порядка приёма в гражданство до трёх месяцев) и в целом обеспечит более логичное функционирование системы принятия этих решений.
Институт прекращения гражданства
Вместо отмены решений о приёме в гражданство вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия президента по принятию решений о прекращении гражданства в связи с волеизъявлением граждан предлагается передать МВД России. Это обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства, отмечается в пояснительной записке к документу. В отношении проживающих за пределами страны решения о прекращении гражданства, как и ранее, будут приниматься МИД России.
В соответствии с законопроектом президент принимает решения о прекращении гражданства детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных (удочеренных) ими, независимо от места проживания таких детей. Все лица, гражданство которых было прекращено по инициативе их родителей (усыновителей), имеют право на упрощённое приобретение российского гражданства в течение пяти лет после достижения возраста 18 лет.
Законопроект устанавливает десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства в связи с нарушениями, допущенными в процессе его получения.
Документ также расширяет перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства в связи с совершением таких преступлений установленный десятилетний срок применяться не будет.
Приём в гражданство иностранных граждан
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации при условии, что они обязуются соблюдать Конституцию РФ, принести присягу гражданина РФ, а также постоянно проживают в России со дня принятия решения о выдаче вида на жительство и до подачи заявления о приеме в гражданство в течение пяти лет. Также если они владеют русским языком, знают историю и основы законодательства России. Эти требования не применяются к лицам, достигшим 70 лет либо являющимся инвалидами I группы.
В исключительном порядке заявление о приёме в гражданство без учёта этих требований могут подать иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, если они являются ветеранами Великой Отечественной войны и ранее являлись гражданами бывшего СССР; имеют особые заслуги перед Россией; ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для России.