Полицейские новости России и мира

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



QR-код

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Требование о предъявлении так называемого "коронавирусного сертификата" распространялось на посетителей кафе и ресторанов. Однако, уже спустя 2-3 недели их отменили. Это был связано с тем, что вакцинированных граждан в России было меньше 30% и бизнес нес существенные потери, что могло привести к массовому банкротству и потере рабочих мест.

Тем не менее, с осени текущего года, данная практика распространилась на регионы России. Сейчас предъявление QR-кода требуется почти во всех закрытых общественных местах, кроме больниц и продуктовых магазинов, хотя, если взглянуть на страны Европы, например Италию, то там запрещено даже садиться в поезда, автобусы и заходить в аэропорт без так называемого "Green pass", подтверждающего, что вы прошли полный курс вакцинации.

Не трудно догадаться, что уже скоро не вакцинированным гражданам закроют доступ даже в продуктовые магазины. Государство будет делать все, чтобы люди, отказывающиеся от прививки, не контактировали с другими гражданами.

В связи с этим, возникает вопрос, на сколько законно запрещать гражданам посещать те или иные места без наличия QR-кода. Как это согласуется с действующим законодательством России. Давайте разберемся, можем ли мы обжаловать такое решение в суде, наняв грамотного юриста.

Понятия «QR-кода» - что это?

Понятия «QR-кода» нет в юридическом поле и в законодательстве РФ! (как и «масочного режима»).

Штрафы за отсутствие QR-кода у потребителя и штрафы за допуск посетителей без QR-кода в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) отсутствуют!

В ст. 20.6.1 КоАП РФ не указано про нарушение режима повышенной готовности при отсутствии QR-кода (так в протоколе и пишем, а также Ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий упал намоченным кто оформляет протокол, всё это и пишем в объяснениях).

Граждане РФ не обязаны предоставлять паспорт (для сверки с данными QR-кода) каждому встречному, охраннику, продавцу, контролеру и т.д., также нет упоминания паспорта для сверки QR-кода в Указе губернатора о короновирусных ограничениях в режиме повышенной готовности. Они могут попросить, а вы имеете полное право им в этом отказать.

Нарушение мед. тайны ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» до 200 000 руб., либо арест до 4 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет.

Требование должностными лицами предоставления QR-кода Ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

До 80 тысяч рублей и пр.

Если с применением насилия или с угрозой его применения возможно лишение свободы на срок от 3 до 10 лет и пр.

Ни губернатор, ни главный санитарный врач, ни Роспотребнадзор не являются ветвями власти и законодательным органом!

Конституция РФ гласит:

Ст. 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (вакцинации, наличия QR-кода). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Ст.24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Ст.27. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.
Ст.55. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Где требуется предъявлять QR-коды: в какие общественные места не впускают в 2021 года

Требования для предъявления QR-кодов о вакцинации установленные Указами Глав регионов о введении режима повышенной готовности.

Для примера, в Москве QR-код требуют в следующих случаях:

- чтобы сходить в театр или музей (с 28 октября 2021 года);
- чтобы провести время на танцполе, в фан-зоне для болельщиков и на других площадках, где нет посадочных мест, зайти в некоторые рестораны и кафе (до 28 октября, потом они приостановят работу);
- чтобы пройти на концерт или на любое зрелищное мероприятие, где соберутся больше 500 человек (QR-код также рекомендуют использовать, если в событии участвуют менее 500 человек, уточняйте правила входа у организаторов).

Получить QR-код для посещения заведений общественного питания и массовых мероприятий численностью более 500 человек могут следующие категории граждан:

- прошедшие вакцинацию вторым компонентом вакцины (или однокомпонентной вакциной), зарегистрированной в Российской Федерации;
- переболевшие COVID-19, у которых с даты выздоровления прошло не более полугода (180 дней), по данным официального регистра переболевших;
- имеющие отрицательный результат ПЦР-теста, проведенного в лабораториях Москвы, которые передают данные о результатах ЕМИАС (срок действия — три календарных дня с даты получения результата исследования).

Для всех заведений используется один QR-код. Срок его действия указан на самом QR-коде. Если его владелец заболел коронавирусом, действие QR-кода может быть приостановлено.

Если человек не обращался к врачу или переболел бессимптомно, факт его болезни не зафиксирован в регистре, получить QR-код он не сможет. Справка о наличии антител к COVID-19 не является основанием для доступа в заведение общественного питания или на массовое мероприятие. Такие справки приниматься не будут.

0

2

Правовой статус QR-кода и анализ незаконности тотальной слежки

30 марта в Google Play появилось приложение «Социальный мониторинг», разработанное мэрией Москвы. В служебных презентациях мэрии говорится, что данная программа разработана для того, чтобы контролировать выход граждан на улицу и их перемещение в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Принцип работы приложения заключается в том, что для каждого выхода из дома потребуется получение одноразового индивидуального QR- кода. Однако законность такого способа контроля за гражданами вызывает огромные сомнения.

QR-код (Quick Response Code) представляет собой машиночитаемый набор данных. Статус QR-кода на сегодняшний день не прописан на законодательном уровне, легального определения QR-кода нет.

Возможность удостоверения личности посредством индивидуального QR-кода вызывает огромные сомнения. Так, например, понятие и правовое регулирование QR-кода отсутствует в Федеральном Законе «О полиции», Федеральном Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и КоАП РФ. Следовательно, действия сотрудников полиции по выявлению предполагаемых нарушителей режима карантина посредством QR-кода являются незаконными. В случае отсутствия у гражданина QR-кода не может возникать никаких юридических последствий до тех пор, пока статус кода не будет закреплен на законодательном уровне. На сегодняшний день нет никаких сведений о готовности правительства РФ заняться вопросом правовой регламентации статуса QR-кода. Таким образом, в случае, если гражданин покинет свой дом без индивидуального QR-кода, который он должен по задумке мэрии получить на сайте мэра Москвы, никакой юридической ответственности за это не может наступить. Требования сотрудников полиции о получении разрешения на выход из дома и какое-либо перемещение, а так же привлечение гражданина к административной ответственности будут являться незаконными, будет иметь место превышение должностных полномочий, что является основанием для возникновения состава ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Систему слежки за заболевшими коронавирусом людьми вряд ли можно назвать законной. Судя по последним сообщениям СМИ, Министерство связи готовит проект по созданию системы слежки за больными коронавирусом людьми. Нормативный акт, регулирующий использование этой системы, пока не издан.

Однако такое положение дел явно противоречит тем стандартам, которые выработал Европейский суд по правам человека. Согласно § 489 Постановления ЕСПЧ по делу «Биг Бразер Вотч против Великобритании», слежка будет являться законной при соблюдении ряда критериев. Во-первых, такие мероприятия должны иметь основу во внутригосударственном законодательстве. Во-вторых, акт, который регламентирует использование слежки, должен соответствовать принципу верховенству права и быть доступным для заинтересованных лиц. Наконец, этот акт должен позволять заинтересованным лицам контролировать последствия своего поведения.

Все эти стандарты законности слежки авторы идеи проигнорировали. В сообщениях СМИ и ведомственных пресс-релизах ничего не говорится об издании документа, который бы регламентировал слежку за находящимися дома больными коронавирусом. Нет никаких актов, дающих новые полномочия правоохранительным органам, которые должны будут отлавливать нарушивших карантин заражённых.

Все это говорит о том, что использование системы слежки за находящимися дома инфицированными коронавирусом не имеет ничего общего с законными ограничениями. Ведь правовая база массовой слежки отсутствует, а её подготовка не планируется.

Кроме того, люди, которые могут быть подвернуты действию этой системы, фактически остаются беззащитными перед лицом массовой слежки. Хотя стандарты контроля за действиями подобных систем ЕСПЧ выработал уже давно. В Постановлении по жалобе британца Малькольма Кеннеди неоднократно заявлял, что: 1) нужно закрепить перечень преступлений, которые могут повлечь использование слежки; 2) необходимо установить категории лиц, чьи коммуникации подлежат контролю, 3) продолжительность слежки должна быть ограничена; 4) должна существовать процедура, которой надлежит следовать при изучении, использовании или хранении полученных данных; 5) должны существовать гарантии при передаче данных третьим лицам; 6) надо установить основания уничтожения данных.

Эти положения применимы и к слежке с помощью геолокации, которая является одним из видов негласной слежки.

Очевидно, что разрабатываемая на наших глазах система слежки этим критериями не соответствует. Нет даже перечня преступлений, при подозрении в совершении которых будет применяться слежка. Можно предположить, что авторы системы слежки имели в виду все деяния, предусмотренные статьей 236 УК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил). Но ведь для слежки не нужно никакого подозрения в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, а достаточно лишь того факта, что Вы болеете легкой формой коронавируса и сидите дома. Что уж говорить о соблюдении авторами идеи других критериев,- они не предусмотрели ни сроков слежки за больными коронавирусом, ни сроков хранения данных и условий их уничтожения.

Необходимость в демократическом обществе системы слежки за больными коронавирусом тоже вызывает вопросы. Пожалуй, можно согласиться с тем, что власти пытаются сохранить здоровье граждан, а слежка за находящимися дома больными коронавирусом будет пропорциональной мерой для их незаконного выхода из дома.

Но Европейский суд по правам человека в § 232 Постановления 2015 года по делу Романа Захарова заявил, что слежка будет необходима в демократическом обществе только в том случае, если существуют адекватные и эффективные гарантии против превышения полномочий. Мы убеждены в том, что сейчас таких гарантий просто нет. Непонятно, какие органы смогут эффективно противостоять злоупотреблениям при использовании системы тотальной слежки- Роскомнадзор уже заявил о законности схожих мер, а прокурорский надзор за подобными нарушениями уже был признан ЕСПЧ неэффективным. Нет никаких гарантий того, что подача административного иска в российский суд является эффективной гарантией против произвольного использования системы тотальной слежки.

В ситуации пандемии вируса российские власти выбрали режим «чрезвычайщины» — хаотичных и неправомерных ограничений, введение которых будет противоречить международным стандартам.

https://zekovnet.ru/pravovoy-status-qr- … y-slezhki/

0

3

Юрист прокомментировала введение QR-кодов для посещения ресторанов

Внедрение QR-кодов для посещения ресторанов законно с юридической точки зрения, закон также дает властям возможность расширить такую практику и на другие сферы, сообщила РИА Новости юрист, управляющий партнер консалтинговой компании "Кучерена Групп" Анастасия Кучерена.

Ранее руководитель департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк сообщил, что власти Москвы рассматривают возможность распространить систему QR-кодов и на другие отрасли, помимо общепита, в том числе и на транспорт.

Кучерена напомнила, что впервые технологию QR-кодов во время эпидемии COVID-19 стали использовать в КНР, затем ее ввели Франция и другие европейские страны. Граждане могли пользоваться QR-кодом в качестве пропусков, подтверждающих обоснованность их выхода из дома в условиях самоизоляции, введенной из-за пандемии.

"Система QR-кодов – это решение, которое позволяет максимально защитить людей, снизить нагрузку на систему здравоохранения, а также сохранить нормальную работу предприятий в условиях распространения коронавируса. Несмотря на многочисленные недовольства граждан, с юридической точки зрения нынешние действия московских властей укладываются в рамки закона в том смысле, что они действуют в режиме повышенной готовности. Соответственно, при введении режима ЧС или ЧП также предусмотрен особый режим полномочий, например, передача власти особым органам", - отметила Кучерена.

Она напомнила о ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который позволяет ограничивать свободу перемещения граждан без официального введения режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, а также даёт мэру города и главному санитарному врачу довольно широкие полномочия по введению карантина и других мероприятий, направленных на предотвращение эпидемии.

"Безусловно, сегодня мы находимся в чрезвычайных условиях, и официальное введение режима ЧС внесло бы более четкие рамки законности действий. Однако стоит помнить, что у режима ЧС есть много других негативных последствий для граждан. В такой непростой ситуации необходимо включить критическое мышление и постараться прийти к балансу интересов сторон: и государства, и бизнеса, и всех остальных граждан", - сказала Кучерена.

https://ria.ru/20210629/qr-1739078690.html

0

4

Предъявите документы: риски уголовной ответственности за подделку QR-кода

С 28 июня для посещения московских ресторанов, баров и клубов необходимо предъявлять QR-код. Представители Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ) заявили, что их фальсификация будет преследоваться по ст. 327 УК (Подделка, изготовление или оборот поддельных документов). С учетом широкого распространения фальшивых QR-кодов эта угроза может коснуться тысяч людей. Но обоснованность подобной квалификации вызывает сомнения у адвоката Артёма Каракасияна, руководителя практики Уголовного права и процесса «Инфралекса».

Что такое QR-код?

QR-код – это машиночитаемая маркировка с возможностью записи до 7089 цифр или 4296 символов. Закодировать можно текст, гиперссылку, геометку, электронную визитку и так далее.

В России QR-коды активно применяются для удостоверения подлинности документов: кассовых чеков, полисов ОСАГО и нотариальных актов. Все больше магазинов переходят на QR-коды для онлайн-оплаты покупок.

Как работает система пропусков в Москве?

В третью волну пандемии Правительство Москвы решило использовать QR-коды в качестве виртуальных пропусков. Указом Мэра от 22.06.2021 № 35-УМ предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, проводящие развлекательные и зрелищные мероприятия не вправе допускать в свои заведения граждан, у которых нет специальных QR-кодов.

Получить их можно через интернет-порталы и мобильные приложения либо в регистратуре поликлиники (Порядок оформления QR-кодов утвержден распоряжением ДИТ от 24 июня 2021 года № 64-16-265/21).

Показывая на входе в ресторан QR-код, посетитель дает ссылку на страницу сайта immune.mos.ru или gosuslugi.ru, содержащую информацию о его «ковидном» статусе. Прежде чем разрешить проход, сотрудник ресторана должен сличить инициалы и дату рождения в открывшейся странице браузера с паспортом (иным документом, удостоверяющим личность) входящего.

Для обхода такой системы появились сервисы, генерирующие фейковые QR-коды со ссылками на сайты-двойники официальных порталов с ложной информацией о посетителе.

Что такое официальный электронный документ?

Если бумажные сертификаты вакцинации или справки о ПЦР-тестах несомненно являются официальными документами, то в отношении QR-кодов ситуация выглядит не такой однозначной.

По смыслу положений п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации) и п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2020 № 43 для целей применения ст. 327 УК официальный электронный документ должен: (1) содержать документированную информацию; (2) восприниматься человеком при использовании ЭВМ; (3) быть пригодным для передачи через интернет или обработки в информационных системах; (4) создаваться, выдаваться либо заверяться уполномоченным органом (лицом); (5) удостоверять юридически значимый факт; (6) предоставлять права или освобождать от обязанностей.

Можно ли считать QR-код документом?

Рассмотрим признаки официального электронного документа применительно к QR-кодам.

Восприятие человеком при использовании ЭВМ. QR-код воспринимается с помощью специализированных программ-дешифраторов, которые переводят черные и белые точки в воспринимаемые человеком символы. Современные смартфоны, которые представляют собой портативные ЭВМ, обладают функциями распознавания QR-кодов. В случае с QR-кодом вакцинированного москвича закодированной является гиперссылка на страницу официального сайта.

Передача через интернет или обработка в информационных системах. Как сам QR-код в графическом виде, так и закодированная гиперссылка могут быть переданы через интернет. Более того, без доступа к сети виртуальный пропуск становится бесполезен, так как проверяющий не сможет получить доступ к информации на государственном интернет-портале. 

Создание, выдача либо заверение уполномоченным органом. Оформление QR-кода происходит в автоматическом режиме путем обращения к государственным информационным системам. Конкретного чиновника, который заверяет и выдает QR-код нет, но можно сказать, что он исходит от уполномоченного органа власти. 

Удостоверение юридически значимого факта. QR-кодом подтверждается наличие сведений об одном из фактов: полной вакцинации; выздоровлении от COVID-19 в течение последних шести месяцев; сдаче ПЦР-теста в аккредитованной лаборатории (п. 1.1.9 Порядка оформления QR-кода).

Предоставление прав или освобождение от обязанностей. QR-код подтверждает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и дает право на посещение заведений общепита и других общественных мест, соблюдающих антиковидные ограничения.

По приведенным критериям QR-код соответствует официальному электронному документу. Осталось рассмотреть последний, но самый существенный признак – характер информации.

Официальный электронный документ должен содержать информацию документированную, то есть с определенными реквизитами (п. 11 ст. 2 Закона об информации).

Определение понятия «реквизит» можно найти в ГОСТе по делопроизводству и архивному делу (ГОСТ Р 7.0.8-2013., утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), согласно которому это элемент оформления документа, к которым относятся подпись (в том числе электронная), заголовок, дата, а также всевозможные грифы согласований, резолюции и т.п.

Едва ли в QR-кодах, используемых Правительством Москвы, можно обнаружить подобные элементы. В них нет информации о владельце, его личных данных и вакцинации (перенесенной болезни, тестировании). Есть только гиперссылка на страницу в интернете.

Можно ли рассматривать фальшивый QR-код в совокупности с фейковым сайтом в роли некоего составного поддельного документа? Вероятно, в существующем виде (сайт содержит только первые буквы имени и фамилии, день рождения и срок действия) оснований для этого также нет.

Вместе с тем QR-код может содержать документированную информацию и выступать электронным документом.

Например, в Европейском союзе система «ковидных паспортов», также представленных в виде QR-кодов, реализована иначе. В самом QR-коде уже закодированы полные имя и дата рождения человека, а также информация о заболевании, прививке или лабораторных анализах. Вся данные защищены от подделки электронным ключом. Проверка такого QR-кода проводится с помощью специализированного приложения и не требует подключения к интернету. 

Если бы у нас система была организована аналогичным образом, то QR-код следовало бы признать официальным документом.

Что в итоге?

QR-код для доступа в общественные места Москвы содержит только ссылку на сайт immune.mos.ru или gosuslugi.ru, что не позволяет считать его официальным электронным документом. Соответственно, ни создание, ни использование фейкового QR-кода не должно повлечь ответственность по ст. 327 УК.

Посещение публичных мест по фальшивому QR-коду скорее можно расценивать как невыполнение требований по санитарно-эпидемиологическому контролю, то есть административное правонарушение по ст. 6.3 КоАП.

Но противодействие подделкам приобрело сильный политический оттенок, поэтому нельзя исключить попытки правоохранителей проявить излишнюю изобретательность и квалифицировать проход по фейковому QR-коду как использование заведомо подложного официального документа, что порождает соответствующие риски.

https://300.pravo.ru/opinion/233146/

0

5

Пoнятия "QR-кoд" нeт в юpидичecкoм пoлe и зaкoнoдaтeльcтвe PФ, на постановлении губернатора гербовая печать и подпись отсутствуют, следовательно эти коды незаконны от слова совсем. Основным законодательным актом в РФ является Конституция. Конституция гарантирует каждому, находящемуся законно на территории РФ свободное перемещение (статья 27 п.1 Конституции РФ), кроме того, права и свободы, в той или иной мере согласно статье 55, пункту 3 - му Конституции РФ могут быть ограничены исключительно федеральным законодательством. Поэтому требовать qr - коды абсолютно незаконно.
Кроме того, если взять исторические факты, то присвоение номера человеку является величайшим преступлением. На Нюрнбергском процессе (20.11.1945г. – 1.10.1946г.), Международный военный трибунал в числе прочих преступлений нацизма признал практику присвоения людям номеров и клеймения этими номерами людей преступлением против человечности, не имеющим срока давности (Материалы Нюрнбергского процесса. Москва. 1954. I Том).

0

6

Ввод тотальных QR-кодов — полный и подробный разбор "кто, что и когда".

Оперштаб официально подтвердил (https://t.me/bbbreaking/105314) - на транспорте, в кафе, фитнесах, и т.п. и в магазинах будут обязательные QR-коды, пока не пройдет пандемия (а власти и вовсе говорят, что они "надолго или навсегда").

Какие будут QR-коды? О вакцинации российскими вакцинами, о перенесенном в последние полгода заболевании или о медотводе от прививки, выданном государственными медицинскими организациями (чтобы люди не покупали медотводы в платных мини-клиниках).

Где будут нужны QR-коды? При перелетах (международных и между городами РФ), в поездах (любых) и электричках между городами, для прохода в ТЦ и магазины "товаров не первой необходимости", объектах питания - кафе, ресторанах, закусочных, на массовых и спортивных мероприятиях, и т.д.

Где не нужно будет предъявлять QR-коды? В аптеках, в магазинах товаров первой необходимости, в общественном городском транспорте (не ходящем между городами и регионами). Пока что не нужно будет пред\являть их в такси, в том числе - междугородном (вот наварятся перевозчики и владельцы микроавтобусов).

А если нет QR-кода или человек - иностранец, но надо ехать или лететь? Тогда нужно будет представлять свежий ПЦР-тест при посадке в самолет или поезд. Чтобы не было задержек - лаборатории заставят делать их за день и выгружать QR на Госуслуги. Но такое будет работать лишь до 1 февраля - после ПЦР-теста для полета или поездки в поезде будет недостаточно.

Если куплены билеты, а кода нет? Билеты не будут продавать без загрузки кодов. Ну, а если вы купите билет на весну-2022, а кода так и не будет - вам вернут деньги по заявлению в течении 1 месяца.
А если я - бабуся с кнопочным телефоном? Значит, Вам распечатают код те, кто купил вам билет - соцработники, родные, турагентство, и т.п. Вы же не с кнопочного телефона его купили?

Хорошо, а если я иностранец с вакциной Phizer, Moderna, китайской, и т.п. - и хочу лететь, выпить в ресторане или заняться фитнесом? Для таких граждан будет отдельное разрешение - его пока разрабатывает правительство. Для привитых "чужими вакцинами" россиян такая возможность тоже будет - но ограниченное время (подробности обещают рассказать).

Если я куплю QR-код, но прививаться не буду - что будет? Плохо будет, если Вас на этом поймают органы правопорядка (или САБ, ЧОП, которые вызовут полицию) - вам грозит уголовное дело и срок (https://t.me/mayday_7700/1770) до 5 лет за подделку документов и "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил". Если же вы покажете чужой код - вас просто не пустят и в худшем случае (в аэропорту и на вокзале - точно) могут вызвать полицию,, а дальше - см. выше.

0

7

С фальшивой вакцинацией вышел прокол

На теневых интернет-ресурсах выставлены на продажу данные граждан, которые покупали поддельные справки о вакцинации и ПЦР. В базах содержатся персональная информация более 500 тыс. человек, пока только из Московского региона. Она могла быть собрана на сервисах по продаже фейковых справок, которые, по мнению экспертов, были запущены как раз для этих целей и дальнейшего шантажа пользователей. Гражданам, попавшим в базу, может грозить уголовная ответственность, как и создателям самих нелегальных сервисов, предупреждают юристы.

На теневых форумах и в Telegram-каналах начали продаваться базы данных граждан, которые якобы покупали поддельные справки о прохождении вакцинации. “Ъ” связался с одним из продавцов и выяснил, что база из 1 тыс. строк стоит $120 (около 8,5 тыс. руб. по курсу ЦБ на 11 ноября) и содержит паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и место жительства, а также информацию о дате получения сертификата.

В выставленных на продажу базах также содержатся данные ОМС граждан, рассказал программист, владелец Telegram-канала «Глаз бога» Евгений Антипов. По его словам, в самой большой базе содержатся персональные данные более 500 тыс. человек, а стоимость информации об одном человеке составляет около 30–40 руб. Предлагаемые данные пока ограничены только Московским регионом, добавил директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline company Александр Дворянский.

Евгений Антипов считает, что сведения о гражданах были собраны в самих сервисах, позволяющих сделать поддельную справку о вакцинации или ПЦР.

Один из подобных ресурсов был создан жителем Севастополя — на нем продаются справки по 1,5 тыс. руб. и уже реализовано более 9 тыс. поддельных тестов, рассказал руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

Продажи фейковых сертификатов о прививках начали расти на фоне постепенного открытия границ в мае и отпускного сезона (см. “Ъ” от 7 июня) и обострился в период нового локдауна в ноябре. Сайты по продаже поддельных сертификатов появляются почти ежедневно и «неудивительно, что мошенники пытаются заработать, продавая в том числе данные своих клиентов», полагает основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашота Оганесяна. По мнению эксперта, данные могут использоваться и для шантажа незадачливых покупателей.

«С учетом того, что ответственность за использование поддельных QR-кодов предлагается усилить до уголовной, это может стать новой золотой жилой для мошенников»,— полагает господин Оганесян. Возможно, продолжает он, мошенники начнут звонить со словами «на ваше имя приобретен поддельный QR-код» и необходимо заплатить за прекращение дела.

Мошенники могут предлагать услуги по удалению из базы сведений о гражданах, которые «купили» себе сертификаты, или начнут создавать ресурсы, где граждане смогут проверить свои данные на предмет их наличия в утекших базах, прогнозирует руководитель группы анализа угроз информационной безопасности Positive Technologies Вадим Соловьев.

«Наивно полагать, что злоумышленники будут внимательно относиться к вашим персональным данным, если вы обратились за нелегальной услугой»,— предупреждает Александр Дворянский.

Приобретение поддельного сертификата о вакцинации влечет для покупателей уголовную ответственность по ч. 3 ст. 327 УК РФ, максимальное наказание по которой составляет до одного года лишения свободы, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. При этом максимальное лишение свободы организаторов преступной схемы по получению сертификатов может составлять срок до двух лет, так как их действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 327 УК РФ за изготовление и сбыт поддельных сертификатов о вакцинации.

https://www.kommersant.ru/doc/5066303?u … um=desktop

0

8

ФСБ нашла сотни поддельных QR-кодов в Челябинской области

В уголовном деле о фиктивной вакцинации в Златоусте, выявленном челябинским ФСБ и полицией, фигурирует более 250 поддельных сертификатов прививок от COVID-19. Об этом URA.RU сообщили источники в силовых структурах.

«По подозрение попали врач и медсестра местной больницы. Преступление было выявлено, когда фальшивые сертификаты получили два сотрудника МЧС», — рассказал источник.

По словам инсайдера, когда стали проверять сертификаты у сотрудников МЧС, выяснилось, что они поддельные. После этого было установлено, что более 250 человек не проходили вакцинацию, хотя получили сертификаты. По уголовному делу также проходит один из сотрудников МЧС.

Уголовное дело возбуждено по ч. 3, ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации). В пресс-службе УФСБ по региону на звонок URA.RU не ответили. В пресс-службе ГУ МВД по региону обещали предоставить информацию позже.

https://ura.news/news/1052516101?fbclid … r7b8LgXibo

0

9

Cogito ergo sum (канал епископа Саввы), [15.11.2021 15:00]

Всеобъемлющее введение QR-кодов вызывает возмущение и беспокойство многих не потому, что QR-код подменяет собой идентификацию личности по имени. Не поспоришь с тем, человек сегодня уже идентифицируется целым рядом уникальных номеров: ИНН, СНИЛС, медицинский полис. Ни эти номера, ни QR-коды не являются «концлагерным фашистским номером» или «печатью антихриста». Но сводить позицию всех противников QR-кодов к этому аргументу (https://t.me/MedvedevVesti/6716) (хотя и такие есть) не стоит.

Оставим в стороне споры о допустимости сегрегации людей по их приятию или неприятию медицинского вмешательства в виде вакцинации или о добровольности вакцинации, каковой добровольности, очевидно, уже нет («добровольно сесть в тюрьму» — это насмешка). В этих двух вопросах полярность мнений «проваксеров» и «антиваксеров» очевидна и непреодолима.

QR-код, как верно заметил Игорь Димитриев (https://t.me/russ_orientalist/8866) и ещё целый ряд наблюдателей (второй блок этого мониторинга (https://t.me/russica2/42313)), — это прежде всего технология, которая в настоящее время проходит обкатку — технология поголовного контроля и возможности всеобъемлющих ограничений. Можно, конечно, предположить, что эту технологию забудут и положат в пыльный короб забытой серверной комнаты сразу после того, как привьются 80% людей. Но что-то сомнительно.

Система QR-кода нужна вовсе не специальным службам и правоохранительным органам, которые сегодня и так обладают, как кажется, вполне достаточным набором инструментов, чтобы проводить ОРМ в отношении конкретных лиц или групп лиц. QR-код, если его использование не ограничится временной санитарной задачей, станет технологией контроля и ограничения в руках политических и надполитических акторов, а также крупных корпораций-экосистем (по случаю напоминаю своё эссе об экосистемах (https://t.me/kartezianec/1871)).

QR-код как технология контроля обеспечивает широкий доступ тех, кто будет контролировать базу данных откликов на сканирование кодов, к информации о людях, об их решениях, предпочтениях. Конечно, и сегодня мы предоставляем достаточный объём такой информации посредством смартфонов, записи в государственных и частных электронных сервисах. И использование этой информации уже вызывает немалое беспокойство. Но QR-код позволяет в перспективе собирать большие данные о буквально каждом шаге человека: зашёл в магазин — отсканировали, зашёл в кино — отсканировали. Технология контроля увеличивает возможности моделирования общественного поведения: от корректировки таких базовых инструментов как реклама и пропаганда до изощрённых и извращённых приёмов как стигматизация моделей поведения («редко ходишь в магазины, где хозяева — негры, — значит ты расист»).

QR-код как технология ограничения существенно расширяет возможности для навязывания людям поведения или запрета им тех или иных действий. Да, таких технологий уже немало. Но данная технология по охвату и возможностям намного более широка чем то, что нам известно до сих пор. И, опять же, это технология выходит за пределы тех, которыми по праву (по общественному консенсусу) обладают правоохранители. Это инструмент в руках совсем других структур. Собственно, мы прекрасно видим её действие при вакцинации: не хотите вакцинироваться — отключим почти от всего. Повторюсь: не буду сейчас рассуждать о том, правильно ли принуждение к вакцинации или нет. Но технология, очевидно, весьма эффективна. Почему мы полагаем, что в будущем она не может быть использована в иных целях, не столь благородных как забота о здоровье людей? Если вот, к примеру, вдруг будет решено, что здоровье человечества требует наличие не более одного ребёнка в семье (да, нарочито беру пример из фантастики… хотя, впрочем, привет ещё совсем недавно китайской программе «Одна семья — один ребёнок»)? Или что здоровье общества требует ограничения доступа родителей к детям? Или вот, в комбинации контроля и запрета: «никогда не покупаешь в магазинах с радужной вывеской — значит тебе следует выключить QR-код».

Нет, я не считаю, что QR-код — печать антихриста. В последние дни пару раз меня спрашивали — как же QR-код не печать антихриста, если без него нельзя «ни продавать, ни покупать»? Если держаться буквы, то и продавать и покупать можно, хотя и не всё. Например, можно покупать и продавать без ограничений лекарства и продукты первой необходимости; и почти всё можно покупать и продавать через доставку на дом. Да и до введения QR-кодов что-то нельзя было покупать или продавать без внешних идентификаторов: например, недвижимость. Хотя, признаться, апокалиптические ассоциации возникают.

Но и без этих ассоциаций усиление средств объективного контроля над человеком несёт в себе угрозу, в том числе, христианскому благовестию (писал об этом тут (https://t.me/kartezianec/1219), а соборную позицию Церкви пересказывал тут (https://t.me/kartezianec/1853)). Без сомнения, эти средства позволяют лучше выявлять и ограничивать преступников или нарушителей. Но плата за это спокойствие, пожалуй, несоразмерна.

0

10

ИНН всем присвоили, СНИЛС, номер паспорта, табельный номер в ведомости на зарплату, номера банковских карт, номера телефонов и т.д. и т.п., каждый имеет индивидуальный набор цифр - где демонстрации, протесты и забастовки?

В QR-коде всего лишь персональная гиперссылка на Госуслуги и все. Ни индивидуального номера, ни персональных данных, ни сексуальной ориентации.
QR-код просто дает возможность быстрого считывания этой ссылки. Ну покажите охраннику в ТЦ просто гиперссылку - тоже самое и пускай он ее набирает в своем смартфоне.

Вот так она выглядит внутри QR-кода, больше ничего там нет.

https://www.gosuslugi.ru/vaccine/cer...2-a1dfe0f4f4d4

Наименование "QR code" используется, потому что патентные права на него есть.

Уверен, что если бы назвали это как-нибудь типа "прививочный сертификат" или "паспорт здоровья" возмущений было бы в разы меньше. Кто-то не доработал это.

0