Полицейские новости России и мира

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Полицейские новости России и мира » ФСИН » Большая реформа российских тюрем


Большая реформа российских тюрем

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

https://apcnews.ru/images/BLOGI/Protestantizm/Hl3icm0SRJQNp-eGGCe6Ug.jpg

Новшества заложены в проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года

В ближайшее время, как мы выяснили, будет утвержден документ, который определит путь российский тюрьмы на новое десятилетие – Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года. Минюст РФ вносит последние коррективы. Грандиозных изменений ждать не стоит – так не появятся частные тюрьмы, не будут сняты решетки на окнах камер и колючая проволока на заборах по периметру. Но все же жизнь арестантов станет легче, особенно если поправки правозащитников (в первую очередь СПЧ) примут во внимание.

Как работала старая концепция и что даст новая – в материале обозревателя «МК», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

По последние 10 лет число тюремного населения сократилось почти вдвое: на 1 января 2011 года содержалось 864 тысяч человек, на 1 января 2021 - 483 тысячи. Если брать отдельно исправительные колонии, без СИЗО, то сокращение даже больше, чем в два раза: было 723 тысячи, стало 354 тысячи.

Стали реже сажать? В том числе. Но главное - люди в целом реже совершают преступления. Самое грандиозное снижение преступности среди подростков – за десять лет число осужденных в воспитательных колониях сократилось почти в шесть раз. В мировом рейтинге пенитенциарных служб Россия занимает сейчас 26 место по количеству лиц, отбывающих наказание на 100 000 населения (в 2010 году – 22-е).

Меньше арестантов – лучше условия. Эту аксиому поняли еще в XVIII веке. Небольшой экскурс в историю. Когда знаменитый поэт Гавриил Державин был назначен губернатором Тамбовской области (конец 1785 года), сразу же отправился осматривать  тюрьмы. Державин ужаснулся условиям содержания заключенных: «Повержены и заперты без различия вин, пола и состояния в смердящие и опустившиеся в землю, без света, без печей, в скверные хлевы… Согревает их одна теснота, а освещает между собой одно осязание". Державин отметил, что такая тюрьма сама по себе является настоящей казнью, отмененной в то время за общие преступления. И уже в те годы был сделан вывод: от количества узников зависят условиях их жизни.

И все же не только. Концепция 2010-2020 года ставила перед собой задачу сделать наши тюрьмы больше приближенными к европейским стандартам. Что произошло за эти десять лет?

Снизилась смертность за решеткой в два раза: с 4774 случаев (в 2010 году) до 2400  (в 2020 году).

Осужденные к пожизненному сроку получили право на длительные свидания.

Разработан порядок свиданий заключенных в СИЗО с их представителями в Европейском суде по правам человека.

На водворение в карцер должен давать разрешение медик.

Появилась возможность отбывать наказание в регионе по месту жительства (пока случаи перевода из одной в колонии в ту, что поближе к дому, редки, но механизм только начал отрабатываться).

Сами осужденные могут теперь обращаться в суд за УДО.

Беременные и женщины с детьми должны содержаться отдельно (работает этот принцип только в части матерей, а беременные в основном по-прежнему в общих камерах).

Присутствие в исправительных учреждениях представителей религиозных организаций.

Произошло увеличение денежных сумм, которые может по закону потратить осужденный в колонии.

Отсрочка наказания для тех, у кого есть ребенок до 14 лет, и кто является единственным родителем этого ребенка (работает очень плохо).

Из того, что не удалось, можно составить еще более длинный перечень. В первую очередь, не удалось отремонтировать и привести в достойный вид все наши колонии и достичь показателя 4 кв. метра на человека в СИЗО. Прекрасная идея с исправительными центрами почти не работает – суды предпочитают давать реальный срок, а не направляют на принудительные работы, мотивируя это тем, что центров мало и они не обустроены. Сотрудники получают мало, престиж службы в глазах общества не вырос. 

Ну а главное - люди, выходящие на свободу, по-прежнему мало адаптированы к жизни на воле. Высшее образование получить за решеткой невозможно, накопить денег, работая на производстве, нереально, свиданий крайне мало, так что социальные связи рвутся. Вот и выходит человек подчас туда, где его никто не ждет, где нет ни крова, ни дома.

Собственно, все это и станет главными задачами новой концепции. Если говорить конкретнее, то по зарплате тюремщиков приравняют к полицейским, будет увеличено количество разрешённых посылок, звонков и свиданий для осужденных, а во всех камерах СИЗО будет телевизор, холодильник и вентилятор, а также отгороженный перегородкой с дверью туалет и т.д.

Вообще в концепции много всего, что реально могло бы улучшить жизнь арестантов. Ну вот, к примеру, вошло в нее то, о чем просили правозащитники много лет: чтобы тюремные врачи сами по общей базе данных получали историю болезни заключенного с воли.

Правозащитники (члены СПЧ, в том числе автор этих строк) предложили внести в проект Концепцию дополнения и разрешить женщинам-заключенным мыться каждый день и запретить помещать их в большие камеры (на 30-50 человек).

- В проекте есть фраза «передислокация учреждений УИС за пределы городов», так вот ее необходимо исключить, - уверен Андрей Бабушкин. — Это повлечет сложности как для осужденных, так и для их близких.  Есть пункт, где говорится об участии в судебных заседаниях по видеоконференцсвязи, так вот - важно дополнить его фразой: «По их желанию». Иначе в суды просто перестанут людей вывозить, а ведь там решается их судьба!  Еще мы просим предусмотреть отсрочку отбытия наказания для лиц, страдающих тяжкими заболеваниями.

Среди предложений правозащитников: упростить порядок передачи книг, звонки и свидания с близкими в СИЗО без разрешения следователя, услуга «электронное письмо» во всех без исключения учреждениях, и право на получении высшего образования за решеткой.

https://www.mk.ru/social/2021/04/02/stali-izvestny-detali-bolshoy-reformy-rossiyskikh-tyurem-vsem-televizor.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com

0

2

Огромные штрафы вместо тюрьмы: предлагаемую реформу уголовного законодательства оценили правозащитники

«Здравое зерно здесь есть. Было бы здорово!» – так прокомментировала известная правозащитница Ева Меркачева идеи предпринимателя и общественного деятеля Дмитрия Давыдова о гуманизации уголовного законодательства. Это предложение было опубликовано в ряду других предложений по улучшению ситуации в стране на сайте 20idei.ru.

Очевидно, что одна из основных целей наказания – перевоспитание лица, которое совершило преступление. И также очевидно, что нынешняя российская пенитенциарная система справляется с этой задачей плохо. Часто получается наоборот – отсидевшие срок люди возвращаются на скользкую дорожку преступной деятельности. Да и социализация отсидевших оставляет желать лучшего – бывшие заключенные с трудом возвращаются в общество, хуже проявляют себя абсолютно во всех аспектах жизни. В случае же «имущественных» преступлений и помещения виновного под стражу страдают и потерпевшие, которые не могут получить возмещение ущерба.

Именно поэтому и предлагается для ряда преступлений в сфере экономической деятельности и против собственности (так называемые беловоротничковые преступления) ввести крупный денежный штраф и исключить наказания в виде исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Система штрафов существует и сейчас, но текущие штрафы, выраженные в рублях или привязанные к заработной плате или иному доходу осужденного, на практике при осуществлении взыскания оказываются несущественными. Так, например, за причинение крупного ущерба от незаконного предпринимательства (ущерба, превышающего 1,5 млн рублей) согласно ст.171 УК РФ можно отделаться штрафом в размере 300 тысяч рублей.

Поэтому для ряда преступлений в сфере экономической деятельности, а именно предусмотренных статьями 171 (Незаконное предпринимательство), 171.2 (Незаконные организация и проведение азартных игр), 172 (Незаконная банковская деятельность), 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ, предлагается ввести штраф в 2-кратном размере от причиненного ущерба. А если эти преступления совершены с отягчающими обстоятельствами (например, группой лиц по сговору), то штраф будет в 3-кратном размере. Для тех, кто совершил такое преступление впервые, предложено снизить штрафы до 1,5-кратного и 2-кратного размера соответственно.

Для некоторых преступлений против собственности, предусмотренных статьями 159 (Мошенничество), 159.1 (Мошенничество в сфере кредитования), 159.3 (Мошенничество с использованием платежных карт), 159.5 (Мошенничество в сфере страхования), 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации), 160 (Присвоение или растрата), 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и 168 (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) УК РФ, предложено установить наказание в виде 250% штрафа от суммы ущерба (причем из них 200% штрафа государство перечисляет потерпевшему лицу, а остальные 50% штрафа оставляет себе). В случае, если такие преступления были совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, причинили особо крупный ущерб или имели иные отягчающие обстоятельства, то наказание устанавливается в виде 350% штрафа от причиненного ущерба (из них 250% штрафа государство перечисляет потерпевшему лицу, а остальные 100% штрафа оставляет себе).

Таким образом, снимается и еще одна проблема. Если преступник заплатит штраф непосредственно государству, а оно уже рассчитается с пострадавшими, то исчезнет вероятность давления со стороны преступника на пострадавшего.

Предлагается, чтобы после назначения судом штрафа виновный оплачивал его в течение 5 дней. Если для этого нужно реализовать имущество – дается 5 месяцев, но с увеличением размера штрафа на 10%.

Если штраф не оплачен вовремя, то виновный автоматически (это будет записано в приговоре) подвергается наказанию – например, помещается в тюрьму. Лишение свободы может применяться и если имущество виновного покрывает оплату только части штрафа. Но в таком случае срок наказания должен быть сокращен пропорционально размеру оплаченного штрафа (например, если оплачено только 50% штрафа, то срок ограничения или лишения свободы должен быть сокращен наполовину).

Плюсы таких нововведений вполне очевидны:

– государственный бюджет пополнится за счет штрафов, ведь не только возмещается ущерб, но и поступают деньги сверх размера ущерба;

– будут сэкономлены бюджетные деньги на содержание заключенного, тюрьмы не будут переполняться, и в дальнейшем не потребуется строить дополнительно новые исправительные учреждения;

– будет исключен риск дальнейшей «криминализации» преступника;

– пострадавшие будут удовлетворены, поскольку получат возмещение ущерба в двойном размере.

Правозащитница Ева Меркачева отнеслась к этим идеям положительно.

– Мне кажется очень правильным, что речь идет именно об экономических преступлениях, а не насильственных, преступлениях против личности. Потому что в случае насильственных преступлений не предусмотрено даже мировое соглашение. А в случае экономических преступлений сейчас компенсация, возмещение ущерба является основной при условно-досрочном освобождении. То есть если человек отсидел две трети срока и выплатил всё, что присудил суд, то препятствий для выхода по УДО нет. Есть и практика снижения срока во время судебного процесса – ведь уголовный процесс и гражданский могут идти параллельно. Если потерпевший говорит, что по гражданскому иску ему возместили ущерб, то в уголовном процессе судья может дать меньший срок. Но это случается не всегда, поскольку однозначно это не прописано и, бывает, вмешиваются посторонние мотивы, например, политические. Было бы круто, если бы законодательно было урегулировано.

Действительно, для реализации этих идей требуется самая широкая государственная поддержка, поскольку речь идет о серьезном изменении целого ряда законов, начиная с Уголовного кодекса. Проработкой гуманизации законодательства вполне могут заняться профильные министерства и ведомства – Минюст, Верховный Суд, Генпрокуратура, ФСИН, Следственный комитет и МВД – совместно с депутатами Государственной думы. Важно, чтобы к этой работе были привлечены и институты гражданского общества, такие, как, например, Совет по правам человека.

Запрос от общества есть – дело за государственной властью.

https://www.mk.ru/social/2021/12/28/ogr … tniki.html

0


Вы здесь » Полицейские новости России и мира » ФСИН » Большая реформа российских тюрем