Полицейские новости России и мира

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Казаки - народ

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

1

0

2

2

0

3

3

0

4

Приморские депутаты просят Путина вернуть национальность "казак"

Депутаты думы Надеждинского района и городских округов Приморского края обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой восстановить национальность "казак/казачка" (обращение есть в распоряжении агентства). Народные избранники опираются на закон 1991 года "О реабилитации репрессированных народов", заявляя о "до сих пор бесправном" положении этнических казаков, сообщает ИА PrimaMedia.

Депутаты думы Надеждинского района и городских округов Приморского края просят Владимира Путина восстановить национальность "казак/казачка". Копия обращения направлена так же на имя премьера Михаила Мишустина.

Народные избранники опираются на закон 1991 года "О реабилитации репрессированных народов".

"В нашей стране по сей день сохраняется бедственное, бесправное положение граждан РФ, относящихся к этническим казакам (не путать с "Казачеством" и "казачьим сословием") — потомкам народа, населявшего территории Запорожья, Кубани, Семиречья, Среднего и Нижнего Дона до XVI века, до времени вхождения данных территорий в состав России", — сказано в обращении.

Политику советских властей, проводимую в первой половине ХХ века в отношении казачьего народа, авторы называют "политикой геноцида". С 1936 года национальность "казак/казачка" исчезла из законодательного поля СССР и не восстановлена по сей день.

Приморские депутаты считают необходимым восстановить национальность "казак/казачка" в списке народов, населяющих Российскую Федерацию. Также они настаивают на внесении соответствующих дополнений в общероссийский классификатор информации о населении.

Ответ пришел за подписью советника департамента письменных обращений граждан администрации президента РФ Резника. В нем сообщается, что предложение приморских мундепов направлено в федеральное агентство по делам национальностей, в министерство культуры Российской Федерации, федеральную службу государственной статистики и правительство Приморского края.

Отметим, что в настоящее время казачество Приморского края представлено казачьими обществами, большая часть которых входит в Приморское отдельское казачье общество Уссурийского войскового казачьего общества (ПОКО УВКО). Численность казаков ПОКО УВКО составляет  более 700 человек.

https://primamedia.ru/news/1019852/

0

5

5

0

6

«Газпромбанк» проспонсирует конструирование казачьей национальности

Конкурс «Я — казак», основной целью которого является агитация граждан за указание в графе «национальность» слова «казак» во время Всероссийской переписи населения 2021 года, будет проспонсирован «Газпромбанком», заявил глава войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ВКО ВВД) Виталий Бобыльченко 16 января на Молодежном казачьем форуме «МЫ ВМЕСТЕ».

Канал ИА Красная Весна в Google Новостях
На конференции, которая проходила в дистанционном формате на базе Южно-Российского государственного политехнического университета в Новочеркасске, атаман анонсировал проведение соответствующего конкурса видеороликов и объяснил, в чем заключается его задача.

«Цель конкурса — привлечение внимания казаков Войска Донского к переписи населения в 21-м году. Цель наша — продемонстрировать наше с вами единство, наше понимание сути переписи», — пояснил он собравшимся.

«Впервые, может быть, будет графа национальность, в которой мы можем писать слово „казак“», — подчеркнул Бобыльченко. «„Газпромбанк“ — это официальный партнер Войска Донского, который предоставляет конкретные средства… И будут награды», — отметил он.

На форуме также выступила представитель АО «Газпромбанк» Марина Мирошниченко, которая подтвердила участие ее компании в качестве спонсора конкурса. Заодно она прорекламировала банковскую «карту казака» и подчеркнула, что карта предназначена для «каждого, кто разделяет идеологию и болеет за казачество в целом».

Напомним, что основными собственниками АО «Газпромбанк» являются структуры «Газпрома» (ПАО «Газпром», ООО «Газпром капитал», АО «Негосударственный пенсионный фонд „ГАЗФОНД“»), а также госкорпорация «ВЭБ.РФ».

Отметим, что это уже не первый раз, когда казачьи сообщества пытаются легализовать концепт «казаки — национальность» через Всероссийскую перепись населения. Так, в 2002 году благодаря информационной кампании таких организаций, а также региональных правительственных структур, более 140 000 граждан России определили свою национальность как «казак». В 2010 же году результаты агитации оказалась не столь успешными — всего 67,5 тысячи человек.

https://rossaprimavera.ru/news/5deaf924

0

7

Казаки обратились к министру юстиции РФ с требованием прекратить нарушение Конституции

Участники различных казачьих НКО и казачьих национальных общин России, от Дона и Кубани до Амура, обратились к министру юстиции России Константину Чуйченко с требованием прекратить нарушение части первой статьи 26 Конституции РФ в отношении казаков и казачек и подготовить методические рекомендации для органов ЗАГС. Более того, они обвинили заместителя директора Департамента по вопросам правовой помощи в разжигании межнациональной розни.

Известно, что в ЗАГСах отказывают казакам в записи в паспорта национальности «казак\казачка».

Решение обратиться в Минюст было принято по итогам проведённой 25 октября 2020 года конференции в Краснодаре.

«В Министерство Юстиции РФ, помимо обращений казачьих организаций и общин России, было направлено сопроводительное письмо-ответ ФНС РФ, в котором было рекомендовано Министерству Юстиции подготовить по данному вопросу методическое обеспечение деятельности органов ЗАГС», - говорится в обращении.

Однако, как отмечается в письме, заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ от подготовки соответствующих методических рекомендаций самоустранился.

«При этом в адрес обратившихся он подготовил заведомо незаконные, провокационные, разжигающие межнациональную рознь ответы», - подчёркивается в письме.

Казаки призвали министра Чуйченко взять под личный контроль их обращение и подготовить методичку для ЗАГСов.

Напомним, что органы статистики России при переписи населения разрешили гражданам идентифицировать себя как казак или казачка.

https://www.1rnd.ru/news/3016705/kazaki … icQ1V7vhCk

0

8

Кубанскому казачьему войску велели выписаться из русских

Врио атамана Кубанского казачьего войска полковник Николай Перваков подписал и разослал атаманам казачьих обществ всех уровней письмо с указанием организовать участие казаков во Всероссийской переписи населения так, чтобы графу о своей национальности они заполнили «правильно».

«В соответствии со ст. 26 Конституции РФ, для того чтобы переписать количество казаков Кубанского казачьего войска в графе „Ваша национальная принадлежность“ необходимо правильно указать национальность. Записывается национальность, которую называет сам опрашиваемый. Национальную принадлежность детей (как правило до 14 лет) определяют родители», — сказано в письме атамана Первакова казакам.

К письму прилагается «пример правильного заполнения переписного листа». Перваков просит ознакомить казаков с этим примером прежде, чем они приступят к заполнению переписного листа.

В телефонном разговоре с «Ридусом» атаман Николай Перваков подтвердил подлинность документа.

https://www.ridus.ru/images/2021/2/10/1219133/in_article_df43d3fd43.jpg

«Письмо настоящее, а что тут такого незаконного? Это нормально. У нас во время прошлой переписи многие писали „русский“ или „казак“, а компьютер засчитывал [только] „русский“, а „казак“ не засчитывал. Потом, когда перепись закончилась, подбили итоги. Почему так мало? Потом нам объяснили, почему. Поэтому сейчас мы просто рекомендуем: если ты будешь записываться казаком, то записывайся правильно», — пояснил атаман.

Потомственный казак, председатель Краснодарского регионального общественного движения в поддержку прославления А. В. Суворова в лике святых Русской православной Церкви «Суворовское движение» Константин Кудинов назвал требование атамана Николай Перваков некорректным.

По словам Кудинова, численность Кубанского казачьего войска без особых проблем можно подсчитать другими способами, а своим письмом атаман поставил казачество перед моральной дилеммой.

«Сейчас нормально ведется учет, членам казачьих обществ выдаются удостоверения казака. Если нужно определить численность казачества, это легко делается, вся информация есть», — заявил «Ридусу» Константин Кудинов.

«Не знаю, насколько целесообразно было ставить многих казаков перед выбором. Мы все являемся частью русской культуры, субэтносом. Казаки — это народ, но не отдельный народ, а часть русского народа. Когда казачество формировалось, приходили люди с разными национальными корнями и прием велся по [религиозному] принципу, знает ли человек молитву „Отче наш“. Когда казаки служили империи, они были рыцарством Святой Руси — авангардом русского воинства. Сегодня можно быть по родословной казаком, но абсолютно не являться им по духу. Как и русским — сегодня много таких русских, которые русскими на деле не являются. Неуместно сейчас ставить вопрос, русский ты или казак? Сейчас нужно сплачивать народ», — отметил он.

https://www.ridus.ru/news/347266

0

9

Перепись-2021 и казаки: кто боится появления новой строки в классификаторе?

В этом году начнется Всероссийская перепись населения. Это важное, можно сказать, государственное дело, которое позволит узнать, сколько национальностей проживает в России. Даст ли возможность внесение в список народов и национальности казаков сделать шаг в становлении потомков служилого?
Цели и смысл

Всероссийская перепись населения проводится не реже одного раза в десять лет. Ряд источников, официальных лиц, блогеров оперируют цифрой 30 тысяч — именно столько жителей страны внесли в список населения национальность «казак» (причем в свободное поле, так как в классификаторе не было такой национальности), поэтому создается впечатление о мизерности потомков служилого народа. Это, конечно, не так. По самым скромным подсчетам, тех, кто относит себя к казакам, около двух миллионов.

Спустя десятилетия многое изменилось и государство обратило более пристальное внимание на казачество: Владимир Путин утвердил стратегию развития российского казачества. Совет по делам казачества при Президенте РФ стал куда более авторитетным органом, пусть и совещательным. Внесены поправки в Земельный кодекс РФ, дающие право казачьим обществам получать землю без участия в торгах, созданы Всероссийское казачье общество, Союз молодых казаков России, в этом году будет принят федеральный закон «О развитии российского казачества», набирает силу система казачьего образования и так далее. Все это оказало влияние на развитие казачества, которое стремится вернуть себе право считаться народом. До революции казачество было одним из сословий Российской империи, но сегодня было бы неуместно возвращаться к системе прошлой социальной структуры общества. К кому же в таком случае можно отнести казаков: к народу или субэтносу? По этому поводу споры ведутся до сих пор и конца и края им не видно. Одно мнение: казаки — субэтнос русского народа, сложившийся на основе служения России. Другое: казаки — это самобытный народ, имеющий свою культуру, традиции, историю и даже язык (если таковым можно считать суржик, балачку и иные диалекты).

Стоит ли давать тему политическим проходимцам?

В ходе подготовки к переписи тема идентичности казачества вновь стала предметом жарких споров. Суть их сводится к следующему. Если национальность «казак» будет внесена в Общероссийский классификатор, то это даст возможность реализации конституционного права граждан на самоопределение по национальной принадлежности. В этом случае, помимо всего прочего, разрешится вопрос о внесении в графу «национальность» общегражданского паспорта понятий «казак, казачка». Сейчас загсы отказываются вносить запись о принадлежности к казачеству. Некоторые казаки обращаются в суд, дабы добиться такого права. На мой взгляд, отказ от записи органами, ведающими актами гражданского состояния, принадлежности людей к казачеству как минимум неумно.
Во-первых, это противоречит статье 26 Конституции РФ, где сказано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность».

Во-вторых, зачем вызывать ненужные споры, раздражать людей, у которых и так зреет протест против внутренней политики государства?

В-третьих, к чему давать повод для политических спекуляций различным мутным личностям, готовым использовать что угодно для достижения своих целей. Особенно перед выборами в Госдуму. Представим, что завтра в регионах, где проживают казаки, найдется некий «радетель» их чаяний, пообещает добиться для них каких-либо преференций. Хотя бы официального признания казаков народом. Странно, что он или они еще не появились, впрочем, все еще впереди…

Эмоции и разум

Эмоции — настоящие, а порой изображаемые кипят в сети при обсуждении вопроса о признании казаков народом, нагнетая градус напряженности. Причем зачастую те, кто рядится в тогу защитников казачества, действуют ему во вред. Некоторые их высказывания о создании казачьих республик на юге России вольно или невольно созвучны с идеями Пола Гобла, бывшего сотрудника Центрального разведывательного управления США, который пытается внести смуту среди казаков. По его мнению, самоидентификация казаков как народа в будущем может привести к отделению территории, заселенной ими, от России. В статьях Пола Гобла проводится мысль о воздействии на умы казаков с целью сформировать идею создания казачьих автономий, что может стать началом процесса разрушения России.

Безусловно, такого и быть не может, но откуда знать некоторым высоким чинам о том, что казаки были собирателями страны. Как и о словах великого русского писателя Льва Толстого: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». В «Стратегии государственной политики в отношении развития российского казачества до 2030 года» среди проблем говорится о радикализации части казаков.

И надо сказать, семена падают на подготовленную почву. Отсюда, на мой взгляд, настороженное отношение к включению в Общероссийский классификатор национальности «казак».

На самом деле за эмоциями искренними и надуманными стоит незнание глубины вопроса.

Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Павел Смелов в октябре прошлого года отметил: казаки относятся к этносу русского народа, казак может просто говорить, что он казак, и не уточнять русский он, украинский или сибирский.

Временно исполняющей должность атамана Кубанского войска казачий полковник Николай Перваков также говорил об этом. Недавно он разослал атаманам письмо, в котором указано, как правильно заполнять графу «национальность». К письму приложен пример правильного заполнения переписного листа. Если кто-либо хочет, чтобы его учитывали как казака, в графе «ваша национальная принадлежность» следует писать «казак» без добавления «русский». Иначе машина, обрабатывающая листы, будет учитывать только первое слово и автоматически отнесет его к титульной нации России.

И тут же в сети появилась статья «Кубанскому казачьему войску велели выписаться из русских», упреки в некорректности.

Председатель Краснодарского регионального общественного движения в поддержку прославления А. В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение» Константин Кудинов назвал требование (на самом деле это не требование, а всего лишь рекомендация) Николая Первакова некорректным. Он считает, что учет казаков ведется по выданным им удостоверениям, поэтому посчитать, сколько казаков на Кубани, не составляет труда. Потомственный казак Кудинов почему-то забыл о том, что удостоверения выдаются реестровым казакам, а на Кубани есть и нереестровые казаки, а также казаки, которые живут сами по себе и не входят в какие-либо зарегистрированные общественные организации или общины. Просто живут, воспитывают детей, трудятся. Так что упрек явно неуместен.

Какова цель переписи? Собрать и обобщить данные о численности, составе и размещении населения, необходимые для организации экономической жизни страны (формирования бюджетов всех уровней и организации межбюджетных отношений, обоснования стратегии социально-экономического развития), анализа текущих и перспективных демографических тенденций, разработки механизма принятия и реализации программ государственной социальной, демографической, национальной, культурной, образовательной, молодежной и семейной политики страны и ее регионов.

Национальный состав населения государство интересует лишь косвенно. Поэтому рассчитывать на какие-либо преференции в вопросе о восстановлении национального статуса казачьего народа с помощью переписи населения России не стоит. Свой статус казачество может обрести лишь в служении Отечеству и Господу Богу, как это делали наши предки, и кому они присягали.

https://www.vkpress.ru/projects/kazachi … ?id=134174

0

10

Спекуляция на казачьей теме: реальность и диагноз

В период, предшествующий Всероссийской переписи, в Интернете появляется все больше видеороликов, публикаций, высказываний о необходимости внести в классификатор национальность «казак». Отдельная тема — высказывания так называемых родовых казаков, которые своим радикализмом могут привести к обратному результату.

Общественный резонанс

В том, что те, кому положено в органах власти, следят за всемирной паутиной, сомнений нет. И в этом нет ничего предосудительного. Слишком часто социальные сети, канал YouTube и прочие интернет-инструменты используются деструктивными силами. К чему это приводит, мы некоторое время назад наблюдали во время Арабской весны и в Киеве на майдане. Сейчас нечто подобное, правда не столь масштабное, происходит и в России — массовые и не очень несанкционированные митинги под флагами Навального. Чем ближе к выборам в Госдуму, тем активнее станет использоваться всемирная паутина. Поэтому мониторинг интернет-пространства — мера логичная. Как и анализ публикаций и высказываний.

Вряд ли те, кто готовит аналитические материалы, обойдут стороной высказывания «радетелей» казачества. В итоге на достаточно высоком уровне идею о внесении казаков в качестве одной из национальностей могут зарубить, опасаясь роста радикализации части казаков. Об этом говорится в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года. Напомню, что означает радикализм. Это крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. А радикализм и сепаратизм едва ли не близнецы-братья. То есть выходит, что те, кто ратует за признание казаков отдельной национальностью собственными руками губят эту идею.

Жонглирование фактами

Блогер Николай Та (Тамерлан Тарамов, ратующий за признание казаков народом, выложил в сети ролик «Русские казаки = российское казачество?». Несколько фактов о нем.+

Выходец из города Аргун, часть его родственников входят в тукхум (территориальные и военно-политические союзы чеченцев) Шаро-Аргун. Среди Тарамовых есть несколько людей, которые засветились в связах с Дудаевым и Масхадовым. В частности Макал Тарамов. Многими СМИ было растиражировано его высказывание в эфире местного телевидения: «Федеральные войска скоро покинут территорию Чечни, и все будет по-старому… Мы как резали русских, так и будем резать». Есть еще и чеченский миллионер Адам Тарамов по кличке Толстый. Об этой личности можно прочесть здесь: Большой человек.

По всей вероятности, зная о подобных родственниках или однофамильцах, Тамерлан Тарамов скрывает свою фамилию, ограничившись ее первыми буквами, и утверждает, что он казак по материнской линии. Хотя и не называет ее. Ну да Бог с ним…

Какие же факты он приводит, проводя жесткий водораздел между русскими казаками и российским казачеством? Тамерлан Тарамов утверждает, что казаки раньше не говорили, что они отдельный народ, так как в Российской империи об этом знали и поэтому вопросов не возникало. Так ли это?

Думаю, не стоит углубляться в дебри истории, разбираясь с происхождением казачества. По этому поводу существует ряд теорий, так что пусть ученые ломают копья. Но вот точно известно, что казаки на заре своей истории не были народом. В отличие от славянских племен, из которых выделились в период раннего средневековья, а возможно, и еще раньше поляне, древляне, кривичи и прочие, казаки возникли во времена Золотой Орды. Среди них были представители многих тюркских племен, объединенных под рукой потомков Чингисхана: Батыя, Берке, Узбека, Джанибека и так далее. Отсюда и многие слова, имеющие тюркские корни: «казак», «есаул», «бешмет», «бурка» и прочие. Сплав или союз, куда входили и славяне, скорее всего, изгои и просто те, кто не хотел ходить под княжеской властью, стал отправной точкой формирования казачества. Это был не народ, а боевое товарищество, куда позже входили и евреи- перекресты, и поляки, и литовцы. В общем, народы Восточной и части Западной Европы. Что ценилось у казаков? Боевое мастерство, отвага, честность, храбрость. Их можно назвать своеобразными воинскими орденами наподобие западноевропейских, но со своими особенностями и верой.+

Позже в Запорожской Сечи и на Дону, ставших географическим ареалом казачества на юге России, сформировались военные союзы, обладающие почти всеми признаками государства: армией, флотом, органами управления, судебной системой, бюджетом (казной).

Согласно первой всеобщей переписи, проведенной в Российской империи в 1897 году, правительство интересовала не национальность, а язык, вероисповедание, семейное положение, сословие, ну и, естественно, имя, место проживания, пол и так далее. То есть во второй половине XIX века казаки были привилегированным сословием, освобожденным от налогов и несущих воинскую службу.
Сейчас трудно сказать, считали ли они себя народом. Говоря о казаках, термин «народ» употребляют ряд историков. Так, Лев Гумилев по этому поводу писал:

«Казачество возникло путем слияния касогов и бродников. Касоги, заселявшие территорию нижней Кубани и Дона в X веке, древний народ, позднее ассимилированный адыгами, а бродники — русскоязычный смешанный народ тюркско-славянского происхождения, впитавший остатки хазар и огузов».

Тема казачьей национальности стала предметом бурных, иногда откровенно буйных дискуссий в 90-х годах прошлого века после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов». И было бы справедливо, если бы во Всероссийской переписи-2021 в классификатор народов были бы внесены и казаки.

Русский: гражданство или служение Родине?

Тамерлан Тарамов утверждает, что слово «русский» означает только гражданство. Так ли это? Это понятие несет очень глубинный смысл. В русских людях, если они не предатели и не отступники, заложена любовь к Отчизне и готовность встать на ее защиту. Не зря Родину называли матерью. Именно поэтому целые западные институты предпринимают огромные усилия, борясь за умы нашей молодежи.

Как воспринимали казаки понятие Родины, той же Российской империи, созданной русским народом? В разные времена по-разному из-за позиции своих лидеров. Часть, впрочем очень малая, преследовала свои политические цели. Взять тот же поход на Москву казаков под командованием гетмана Сагайдачного. Он согласился на эту военную операцию, выдвинув Речи Посполитой ряд условий, в частности признание административной автономии Запорожской Сечи. Был предателем и гетман Мазепа, переметнувшийся на сторону шведов. Был генерал Шкуро, воевавший на стороне гитлеровской Германии, и тот факт, что он сражался в Югославии против народно-освободительной армии Иосипа Броз Тито, не может служить ему оправданием.

Но это скорее исключение из правил. В подавляющем большинстве во время войн казаки сражались за Россию. Сидор Белый, Захарий Чепега, Антон Головатый, Алексей Безкровный воевали за Россию, считая ее Родиной. Можно привести сотни примеров служения казаков Отечеству. Так что для них понятие «русский» не было только лишь понятием гражданства. К слову, сам факт о том, что казаки говорили на диалекте русского языка, а не татарского или польского, говорит о многом.

Тамерлан Тарамов упорно пытается разделить историю России с историей казачества. Еще до XVIII века казаки сражались за Россию.

По мнению некоторых историков, казачьи отряды вели разведку и передавали ценные сведения князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. За кого сражались Козьма Крючков, Сергей Болдырев, Василий Гамалий, Константин Недорубов и Александр Иринин? За Родину или за себя?

Отдельные высказывания Тамерлана Тарамова заставляют сомневаться в его психической адекватности. С пеной у рта он кричит о том, что если казаки будут признаны народом, то у русских не останется своих героев (!?). Дескать, в учебниках истории их нет. Бред! В этих учебниках есть и Дмитрий Донской, и Александр Невский, и Федор Ушаков, и Георгий Жуков. Кроме как диагнозом высказывания Тамерлана Тарамова не назвать…

История России и казачества неразрывно связана и эту связь никому не удастся разорвать. Как бы они ни тужились

https://www.vkpress.ru/projects/kazachi … ?id=134352

0

11

Как за десятилетие изменилась численность казаков, покажет Всероссийская перепись населения

Органы статистики проводят подготовку ко Всероссийской переписи населения, намеченной на осень. В рамках этой работы с представителями казачества в режиме онлайн встретилась руководитель Ростовстата Марина Самойлова. Она рассказала об особенностях предстоящей переписной кампании и пригласила казаков не только поучаствовать в важном для страны мероприятии, но и войти в число переписного персонала. Тем более, что сейчас идет активная фаза его подбора.

Разговор об этом шел вчера, 30 марта, на заседании областной рабочей группы комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте России по делам казачества, где председательствовал замглавы региона Михаил Корнеев. На связи в это время находились атаманы округов и командиры казачьих дружин, руководители органов местного самоуправления.

По словам руководителя Ростовстатата, главная новация переписи – её цифровой формат. Заполнить переписные листы на себя и членов своей семьи можно будет на портале государственных услуг, получив затем подтверждающий QR-код. Это могут сделать и переписчики. Кстати, в нынешнюю кампанию они будут оснащены планшетами. А еще для удобства граждан в МФЦ заработают стационарные участки, где желающие также смогут пройти перепись, получив при этом консультацию волонтера.

Марина Самойлова коснулась часто задаваемого вопроса о том, предусматривает ли методология переписи самоопределение по национальной принадлежности «казак», и ответила на него положительно.

«Росстатом составлен и утвержден словарь национальностей, содержащий более двух тысяч возможных вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Из них с использованием слова «казак» – тринадцать вариантов, – сказала она. – Также в справочник включены словосочетания «донские казаки», «русские казаки», «православные казаки» и другие».

По словам Марины Самойловой, перепись населения позволяет формировать уникальные сведения о населении, которые невозможно получить из других источников. Потому очень важно активно поучаствовать в ней. А еще заблаговременно повести в казачьей среде разъяснительную работу. Интересно рассказать о важности переписи можно даже казачатам на внеклассных занятиях. А они донесут эту мысль до своих родителей.

Михаил Корнеев поблагодарил руководителя Ростовстата за содержательный доклад по теме и напомнил участникам совещания еще об одной важной задаче казачества во время переписной кампании – содействии органам правопорядка, которые будут в это время обеспечивать безопасность населения.  Он выразил уверенность в том, то вся кампания пройдет успешно и качественно, и попросил ряд предложений, озвученных Мариной Самойловой, отразить в итоговом решении комиссии. 

Справочно: Зарождение статистики на донской земле неразрывно связано с казачеством. Так, с 1817 года казаки собирали статистические сведения о населении, сведения из архивов округов, а также информацию о количестве войсковых земель. В 1839 году на Дону был образован первый статистический орган – «Новочеркасский статистический комитет». Его председателем стал наказной атаман генерал-лейтенант Максим Григорьевич Власов. Комитет взял на себя обязанность сбора и распространения исторических, этнографических и статистических знаний на Дону. Именно благодаря трудам статистиков сохранились подробные сведения о казачестве того времени.

По данным переписи населения Российской Империи 1897 г., при которой казаки учитывались как сословие, в Области   войска    Донского   проживало    1 млн 26 тыс. казаков. По данным переписи 1926 г., в Донском округе с центром в Ростове-на-Дону о принадлежности к казачеству заявили 290,7 тыс. человек. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Ростовской области проживало 87,5 тыс. казаков, а по итогам переписи 2010 г. – лишь 29,6 тыс. человек или 0,7% от всего населения региона.

https://www.donland.ru/news/13077/

0

12

Историк Спицын: Казачий сепаратизм опасен для России

Национальное самоопределение части россиян в качестве «казаков» опасно для целостности страны. Такое мнение в беседе с «СП» высказал историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

«Это все игры в сепаратизм. Они чреваты, — заявил он. — Идеи казачьего сепаратизма не новы. Достаточно вспомнить Петра Краснова, который был войсковым атаманом Войска Донского в мае 1918 — феврале 1919 годов. Он в отличии от своих собратьев по белому движению, того же Колчака, Деникина, выступал под лозунгом создания отдельной от России Доно-Кавказской федерации».

По словам Спицына, Краснов как раз играл на сепаратистских настроениях части казачьей верхушки, которые утверждали, что они — не этнические русские, а отдельный субэтнос и в силу этого имеют право на свое государственное образование. «И сейчас игры в казачий сепаратизм присутствуют и в Ростовской области, и в Ставрополье, и на Кубани», — отметил историк.

О том, что во время предстоящей осенью 2021 года Всероссийской переписи населения жители Ростовской области смогут самоопределиться по национальной принадлежности в качестве «казаков», заявила руководитель регионального отделения ведомства Марина Самойлова.

По ее словам, россиянам будет предложено тринадцать вариантов такого определения. Среди них «донские казаки», «русские казаки», «православные казаки» и другие.

Самойлова пояснила, что в распоряжении Росстата имеется справочник c перечислением двух тысяч национальностей, которые могут указать опрашиваемые россияне.

https://svpressa.ru/society/news/294445/?rss=1

0

13

Казачий Дон напомнит Москве, как с есаулами и атаманами гутарить положено

Отсутствие в России сплачивающей народ идеологии приводит к «самостийным» действиям чиновников, которые в будущем могут аукнуться стране большой бедой. Речь, в частности, о национальном вопросе.

Так, во время предстоящей осенью 2021 года Всероссийской переписи населения жители смогут самоопределиться по национальному признаку. Поможет им в этом Росстат, который располагает справочником с перечислением двух тысяч национальностей, заявила руководитель Ростовского отделения ведомства Марина Самойлова.

По ее словам, россияне, проживающие в Ростовской области, среди прочего смогут указать в качестве национальной самоидентификации принадлежность к казачеству. Причем, у них будет выбор из целых тринадцать вариантов такого определения. Среди них: «донские казаки», «русские казаки», «православные казаки» и другие.

«Это все игры в сепаратизм. Они чреваты, — заявил в беседе с „СП“ историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын. — Идеи казачьего сепаратизма не новы. Достаточно вспомнить Петра Краснова, который был войсковым атаманом Войска Донского в мае 1918 — феврале 1919 годов. Он в отличие от своих собратьев по Белому движению, того же Колчака, Деникина, выступал под лозунгом создания отдельной от России Доно-Кавказской федерации».

По словам Спицына, Краснов играл на сепаратистских настроениях части казачьей верхушки, которые утверждали, что они — не этнические русские, а отдельный субэтнос и в силу этого имеют право на свое государственное образование. «И сейчас игры в казачий сепаратизм присутствуют и в Ростовской области, и в Ставрополье, и на Кубани», — отметил историк.

Казаки активно выделяют себя из остальных россиян. В феврале представители казачьих объединений и общин от Дона до Амура обратились к министру юстиции России Константину Чуйченко с требованием регистрировать национальность «казак» или «казачка».

«Казаки, напомню, воинское сословие. А не нация, — считает писатель Захар Прилепин. — С тем же успехом в отдельную нацию можно выделить „однодворцев“, а то и „стрельцов“… Казачество сформировалось при Иване Грозном из русских людей с вливаниями татарской и черкасской составляющей».

«Казаки — такие же русские, как нынешние рязанцы, воронежцы, липчане — у них одна кровь и, в сущности, и общая история», — добавил он.

В российском паспорте отсутствует графа национальность. К такой мере прибегли, чтобы не поощрять дополнительное разделение народа страны. Ведь Советский Союз развалился отчасти в результате вспышки национализма в республиках. Опять наступаем на те же грабли? Или власти решили опереться на казаков в решении внутренних проблем, как это было в начале XX века?

— Если казаки — отдельный субэтнос, отличный от русских, то почему у них нет своего языка? — продолжает Евгений Спицын. — Почему они говорят на русском языке? Даже у самых малых народов Кавказа есть свой язык… Все это выглядит шалостью лишь на первый взгляд. А на самом деле за этим стоят проблемы целостности российского государства.

Напомню, что вскоре после войны не где-нибудь, а в Америке была принята декларация о порабощенных народах. В числе таких народов были указаны и казаки. Более того, не одно десятилетие существует проект создания отдельной «Казакии» в составе южных регионов, населенных в свое время казачьими войсками: Донским, Терским, Кубанским и т. д.

Наши заокеанские и европейские «патнеры» всегда разыгрывали националистическую карту. В данном случае они бьют сразу по всем нашим слабым местам. Поднимают и тюркский вопрос, и кавказский, и казачий тоже.

«СП»: — То есть с точки зрения государства было бы разумно как минимум не поощрять граждан лишний раз задумываться о том, чем он отличается от соседа? А у нас сейчас наоборот, приходят и требуют определиться…

— Социология — это наука, с помощью которой легко манипулировать общественным мнением. Не случайно в СССР социология, как и политология, и культурология назывались буржуазными лженауками и не преподавались. Вместо них преподавали историю, как науку, способную ответить на все вызовы гуманитарного знания, поскольку она основана на закономерностях.

Социология носит во многом манипулятивный характер. Все знают, что если есть желание получить искомый результат в ходе того или иного социологического опроса, нужно с одной стороны в определенном ключе сформулировать вопрос, а с другой предложить респонденту перечень ответов. И он по принципу ЕГЭ поставит галочку. Поэтому такое при переписи населения недопустимо.

Главный редактор газеты «Современное казачество» ЦФО Союза казаков-воинов России и зарубежья, есаул Виктор Лядов удивлен предлагаемыми «сортами» казачества.

— С 1991 года, когда вышло постановление о репрессированных народах, казаки были там записаны, как народ, который подвергся репрессиям — расказачиванию. И с той поры казаки бьются за то, чтобы казаков признали не субэтносом, а именно народом. Было сломано немало копий. Некоторые деятели чуть ли не до ООН доходили.

Не только в Ростовской области, но и в центральной России поднимался вопрос об официально признаваемой самоидентификации «казак/казачка». У нас же сейчас по Конституции нет такой графы. Такая запись могла бы использоваться в ЗАГСах. А то сейчас там можно записаться только русским. Это их внутренняя статистика. Казахом записаться можно, а казаком нет.

«СП»: — В паспорт тоже надо вернуть графу «национальность» и писать «казак»?

— Думаю, это не нужно. Мы уже пережили этот момент. Пятая графа не к чему.

«СП»: — Не исключено, что отделившиеся от остальных россиян казаки начнут выяснять отношения уже между собой. Раз их целых 13 видов только в Ростовской области…

— Такое дробление не нужно. Перемудрили ребята. Мы все — русские казаки. Тем более что и так существуют трения между родовыми казаками и реестровыми. Единственное различение, какое уместно — приписка к войску по территориальному признаку.

Военный историк, автор книг о казачестве Сергей Дробязко уповает на Основной закон страны.

— Из научных соображений было бы интересно узнать, что представляет собой сейчас казачество. Но градации «донской казак», «русский казак», «православный казак» — абсурдны и не отвечают никаким реалиям. Вопрос не проработан. Если бы речь шла о территориальном признаке, было бы нормально.

«СП»: — Не станет ли поощряемая государством самоидентификация «казак» политической проблемой в будущем? Нет ли тут угрозы сепаратизма?

— Если самоидентификация есть — ее нельзя запретить. Ее приходится принимать во внимание и как минимум изучать. Одной самоидентификации для сепаратизма недостаточно. На практике допустимы самые широкие рамки, пока они не входят в противоречие с Конституцией.

О том, как видят проблему национальной самоидентификации в Росстате, «СП» рассказал представитель пресс-службы ведомства Сергей Ваган.

— При проведении переписи никаких ограничений на свободу волеизъявления граждан не предусмотрено. Ни по какому вопросу. В том числе по вопросу национальности. Переписчик указывает данные со слов гражданина, к которому он пришел, только на основе его слов, не требуя никаких документов, и не имеет права что-либо дописывать или исправлять. А гражданин имеет право указать любой возраст, любой пол, любую национальность, язык, место работы и проч. То есть мы доверяем человеку.

«СП»: — Руководитель Ростовского отделения Росстата упомянула справочник с перечнем двух тысяч национальностей. Разве это не подсказка переписываемым гражданам?

— Действительно, каждый переписной цикл создается такой справочник. Это делается в Институте русского языка РАН. В нем указаны все этнические, национальные, социокультурные группы, которые живут на территории РФ. Этот справочник также включает анализ ответов граждан, сделанных на предыдущих переписях. И если на прошлой переписи кто-то заявлял, что он донской или терский или уральский казак или еще какой-то, то эти определения попали в справочник.

Этот справочник нужен нам только на этапе расшифровки анкет. Часто люди указывают неверно орфографически: не «казак», а «козак» или не «месхетинец», а «масхетинец». Справочник позволяет понять, ошибка ли это или новая социокультурная общность.

Сейчас у нас помимо справочника появится еще и информационно-аналитическая система с элементами искусственного интеллекта, что позволит оперативно создать микро-базу данных и впервые выложить ее в публичный доступ.

https://svpressa.ru/society/article/294471/elenanew/

0

14

Росстат не утверждает национальность «казак»: эксперт о переписи населения

Очень досадно наблюдать за тем, как взрослые серьезные люди становятся заложниками профнепригодности сотрудников отдельных интернет-СМИ. Один редактор одного регионального издания, абсолютно некорректно интерпретировав выступление представителя Ростовстата, «родил» сенсацию, которую уже вторую неделю на полном серьезе обсуждают политики, эксперты, ученые, заявил корреспонденту ИА REGNUM научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Звучат выводы об угрозе распада России и играх в сепаратизм. При том, что сенсации никакой нет. В выступлении представителя Ростовстата шла речь о словаре самоназваний — то есть о справочнике, основанном на ответах респондентов прошлых переписей.

Это технический по большому счету документ, позволяющий ускорить обработку данных. Документ это от переписи к переписи пополняется, сейчас в нем более 2000 вариантов самоназваний. В том числе 13 с использованием слова «казак».

Еще раз. Этому документу уже много лет, просто к каждой переписи населения приводится его актуализация, так как от переписи к переписи перечень самоназваний — вариантов ответа на вопрос о национальной принадлежности — растет.

Росстат не утверждает национальности. У него на это нет и не было никогда советующих полномочий, это прерогатива совсем других институтов. Росстат — внимание! — собирает и считает ответы на вопросы о национальной принадлежности и далее предоставляет их обществу.

И эту принципиальную разницу нужно понимать. При этом подсчёт ведётся на основе принципа самоопределения национальной принадлежности в соответствии со ст. 26 Конституции РФ.

Как респондент себя назовет, так и обязан записать в переписном листе переписчик — казаком, русским, марсианином, хоббитом, кем угодно», — высказал своё мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, в ходе всероссийской переписи населения, которая состоится в 2020 году, в Ростовской области пересчитают казаков, заявила руководитель Ростовстата Марина Самойлова.

https://regnum.ru/news/society/3234349.html

0

15

Ученые указали на исторические предпосылки для признания казаков народом

В справочник Росстата, подготовленный к Всероссийской переписи населения, включены более десятка национальностей, содержащих слово "казак". Требования казаков, в том числе на юге России, признать их народом исторически обоснованы, но звучат на фоне размывания национального самосознания казаков, указали опрошенные "Кавказским узлом" ученые.

Как писал "Кавказский узел", 67 573 человека, согласно официальным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года идентифицировали себя как казаки (русские казаки). 24 ноября 2012 года в России была создана "Казачья партия". 24 января 2013 года казаки обратились к президенту с письмом, в котором высказали свои требования о признании их народом. 26 января 2013 года около 700 казаков провели в ростовском парке митинг, требуя признать себя народом.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук на основе данных переписи 2002 года и имеющейся до этого информации о национальном составе России разработал справочник наименований национальностей, этнических и культурно-этнических групп, проживающих на территории страны, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-служба Росстата.

"В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года данные были уточнены. Эта информация используется Росстатом лишь на этапе расшифровки ответов респондентов. В настоящее время в этот справочник включены следующие вариации возможных самоназваний казаков: астраханские казаки, донские казаки, забайкальские казаки, казаки (с любым языком, кроме башкирского, калмыцкого, украинского), казаки (с языком башкирским), казаки (с языком калмыцким), казаки (с языком украинским), кубанские казаки, оренбургские казаки, православные казаки, русские казаки, сибирские казаки, терские казаки, уральские казаки, уссурийские казаки", - отметил представитель пресс-службы.

Казачество изначально возникло в XVI веке как объединение людей, оппозиционных Ивану Грозному и бежавших из Центральной России, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией ЮНЦ РАН Андрей Венков.

"Власти с самого начала объявляли их либо разбойниками, либо отдельным народом. В XIX веке казаков стали воспринимать как сословие, но три казачьих войска - Донское, Терское и Уральское - считали себя отдельными народами. Советская наука воспринимала их как этнографическую группу", - подчеркнул историк.

До революции 1917 года было представление о казаках, как об этнографической подгруппе русских. "Советский же период стал временем замалчивания этого вопроса", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Алексей Гуня.

Мнения экспертов о том, почему происходит снижение числа людей, записывающихся казаками при переписях, резко разошлись. Последние десятилетия "происходит размывание национального сознания" казаков, полагает Андрей Венков.

Уменьшение числа людей, записывающихся казакам, по мнению Алексея Гуни, связано с двумя процессами. Во-первых, с тем, что в 1990-е "переборщили" с казачьим национализмом, в результате чего в 2000-е последовал откат назад. "Значительному числу людей эта "ряженность" надоела, и они предпочли уйти в русские" - заявил Алексей Гуня.

Во-вторых, по его мнению, сыграл роль и отъезд многих казаков с Северного Кавказа. "Переселяясь куда-нибудь в Тверскую область, они не будут идентифицировать себя как казаков, а будут как русских", - подчеркнул эксперт. Он выразил сомнение в том, что сейчас идет размывание казачьей идентичности, но не исключил, что в долгосрочной перспективе с сохранением обеих названных тенденций "ситуация будет складываться не в пользу казаков".

Представители казачьих организаций "Всевеликое войско Донское" и "Казаки Дона" не ответили корреспонденту "Кавказского узла" на вопросы о позиции Росстата.

https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/363051/

0

16

Путин призвал уважать право части народа стать отдельной нацией

Часть одного народа в процессе своего исторического развития может почувствовать себя отдельной нацией, относиться к такому выбору стоит с уважением. Об этом президент России Владимир Путин написал в статье «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованной на сайте Кремля.

Как пишет Владимир Путин, в мире «все меняется». Поэтому часть одного народа вполне может в силу ряда причин и исторических обстоятельств осознать себя отдельной нацией.

«Как к этому относиться? Ответ может быть только один: с уважением», - написал президент в своей статье. При этом Путин назвал Украину «добровольным заложником чужой геополитической воли» и обратил внимание на хроническую слабость государственных институтов в соседней стране.

Кроме того, Владимир Путин обратил внимание на бедственное экономическое положение Украины. Что же касается отношений с Россией, то Путин отметил, что наша страна никогда не была «анти-Украиной», а какую линию выбрать самой Украине, решать уже ее гражданам.

https://www.mk.ru/politics/2021/07/12/p … aciey.html

0

17

«Казаки по национальности»: зачем в Ростовской области разделяют русских

С 15 октября в России стартовала перепись населения, которую неоднократно переносили из-за ограничений пандемии коронавируса. Как и в прошлые годы, основной темой для Ростовской области станет тот факт, что некоторые люди хотят записать себя там «казаками» по национальности.

К чему приведет разделение Донского края на русских и казаков и кому это выгодно — в материале корреспондента RostovGazeta.

Официально, основная задача Всероссийской переписи населения заключается в том, чтобы собрать максимально полные данные о проживающих жителях. Особенностью 2021 года для донской территории станет и тот факт, что все, кто считает себя казаками будут отражены в результатах, как казаки. По информации Медиаофиса ВПН, в ходе переписи человек, определивший себя «казаком» будет внесен в одну из подгрупп раздела «русские».

«Перепись населения позволит узнать точное количество казаков, проживающих на Дону. Однако в России живут не только донские казаки, но и много других. Какие именно — покажут нам результаты переписи населения», — сообщил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Павел Смелов.

На что «купились»

Но нашлись в регионе люди, которые считают, что казакам надо записываться в переписные листы отдельно. Ничего нового тут нет: так происходит каждую перепись населения. Их противники уверяют, что таким образом они хотят ослабить Россию, искусственно выделив из государствообразующих русских еще один этнос. Депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий - активно поддерживает эти начинания. Ему не нравится низкое количество «казаков» в прошлые годы.

«Тогда были предложения, на которые, мягко говоря, „купились“ казаки. Им было предложено написать, например, „русский казак“ или „украинский казак“. А машинка электронная считывала лишь первое слово. Таким образом, ключевое слово — „казак“, автоматически отпадало, — поясняет Водолацкий. — В итоге, в Белокалитвенском районе Ростовской области 74% указали, что они казаки или казачки. Но когда посчитали данные, оказалось, что казаков в Белокалитвенском районе всего 5-10%. Все это произошло только из-за системной неграмотности. Специально так было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение людей. Естественно, по большому счету мы не пострадали. Как жили, так и живем. Но именно государству необходимо знать точные показатели, для того, чтобы учитывать их в работе, которая проводится в отношении российского казачества».

Депутат добавляет, что сегодня в России реализуется государственная стратегия развития казачества до 2030 года. Есть закон о Российском казачестве, создан Президентский Совет по делам казачества. И для того, чтобы дальше развивать отношения, которые государство предлагает казакам, важным направлением переписи населения 2021 года якобы стало выявление числа казаков.

Всевеликое войско

«У нас в стране действительно идет процесс нивелировки слияния народов, а параллельно с ним — процесс зарождения новых народов. Он шел всегда, просто его надо было отслеживать», — отмечает доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории XX–XXI веков Южного федерального университета Андрей Венков.

Он рассказывает, что начиная с XIX века на Дону появилось сообщество донских казаков, которые, попав в определенные условия, стали очень сложным явлением.

«Тогда их объявили отдельным сословием. Это была огромная самоуправляющаяся община со своей землей и капиталом. В определенной мере сложилось государство в государстве. При этом казаки стали особой социально-экономической группой. То есть по факту, это были воины, которых пытались сделать земледельцами, — отмечает Андрей Венков. — Но когда мы проводили исследования за 1806 год, выяснилось, что на 90 хозяйств у них оказалась только одна пара быков. Это говорит о том, что казаки очень хорошие администраторы, хорошие воины, но на земле у них привыкли работать за счет женских рук».

Профессор добавляет, что исторически казаки сложились как особый род войск.

«В Российской империи это были лучшие, элитные войска, которые при минимальных потерях получили огромное количество наград. Из них выковали такое войско, какое не имела ни одна страна. А когда они жили в особых условиях, были замкнуты, и, фактически, попали под департамент военных поселений, им нельзя было отлучаться из дома больше, чем на три месяца. Естественно, что оказавшись в таких условиях, среди казаков стал вырисовываться образ народа. Тогда им не хватало лишь одного субъективного фактора — осознания своего народа. И мое мнение таково, что по своему поведению они действительно стали напоминать отдельный народ», — делится мыслями Андрей Венков.

На уровне генетики

Историк полагает, что казаки на генетическом уровне являются воинами, с определенным антропометрическим типом человека и теми физическими качествами, которые помогали выживать в степи.

«И хотя в годы советской власти казаков не признавали и не жаловали, я жил возле военкомата и видел, что подавляющее большинство посылали служить в погранвойска, в морскую пехоту. А почему? Да потому что учитывалось, что это бывшие морские разбойники, — отмечает Андрей Венков. — Однако сегодня хоть и обещали создать казачьи части, но ни одна из них не пропагандируется. Хотя формально в Российской Армии еще в 90-е годы вроде было создано шесть казачьих формирований на уровне полков».

При этом наличие казачьих кадетских корпусов собеседник не считает основой казачьих формирований.

«Мы провели исследование. Из 46 районов Ростовской области казачье население в большинстве присутствует пока в семи. Из них, в некоторых доходит до 90%. Любопытно, но в этих районах нет ни одного кадетского корпуса. Кадетские корпуса у нас размещены если не в крупных городах, то в непосредственной близости от них. Например, в шахтерском городе. Ну и кто там кадеты в Шахтах? В Новочеркасске и Аксае тоже население смешанное. Кадетские корпуса созданы для подготовки квалифицированных военных или чиновников для России, а отнюдь не для воспроизводства казачьего населения. Это опять как бы своего рода дань от казаков российскому государству. Крепче всего держится Белокалитвенский казачий кадетский корпус. На этой территории много старообрядцев, они всегда были воинствующие, поэтому кадетский корпус тут к месту».

Создание этничности

Тем не менее, эксперты отмечают, что в Ростовской области есть люди, которые себя записали в переписи так, как они хотят.

«Но тут надо подходить взвешенно, не исключая, что наш народ любит и пошутить. И когда идет перепись населения, одни могут написать, что они гоблины или эльфы, другие утверждают, что они скифы. Кого только может не оказаться. Но бывает разная степень формирования народа. И если группа людей искренне считает себя народом — этот народ существует», — убежден Андрей Венков.

Профессор приводит пример, что в начале нулевых в России, на стыке Татарстана и Башкортостана появился новый народ — бессермены. И хотя они не были записаны в Конституции, это выяснилось при переписи населения, когда компактно проживающие 50 тысяч пар заявили, что они бессермены. Так и появился в России новый народ.

Разделение на части

И хотя в переписи населения решено «казаков» определять в подгруппу «русские». Но некоторые не согласны с таким подходом.

«Когда русский рождается русским, кем он себя считает? Конечно же русским. А я родился казаком. У меня дедушка — казак, мать — казачка. Так почему я должен считать себя русским?» — недоумевает основатель школы казачьего языка Вячеслав Бублеев.

Он отмечает, что в этом вопросе нет никакого конфликта, а видна только лишь констатация факта.

«Еще Ленин говорил, что казачество, как класс, надо ликвидировать. А все потому, что мы изначально были непокорны, и не согласны с общей политикой. Не продавались никому. За это нас стали уничтожать, — говорит Вячеслав Бублеев. — Только представьте, нас осталось всего 400 человек на всем свете, включая и Европу, которые могут „гутарить“ по-казачьи. Мы вынуждены выживать. И если сейчас это не сделать, то в современных условиях развития интернета, мы потеряем свою идентичность, став „не богу свечкой, ни черту кочергой“. Русскими мы так и не станем. Поэтому сейчас мы лишь спасаем нашу великую нацию, о которой еще Лев Толстой говорил, что Русь сделана казаками».

Как политическая партия

Однако далеко не все опрошенные корреспондентом RostovGazeta жители Ростовской области и федеральные эксперты позитивно восприняли выделение казаков в отдельную национальность. Многие думают, что без иностранных спецслужб и недружественной Украины тут не обошлось. По их мнению, недругам нашей страны выгодно, чтобы в будущем и на юге России развивался новый сепаратизм по украинскому образцу.

«Это не более чем неумное политическое потворство весьма влиятельным казачьим организациям. В перспективе выделение казаков в отдельный этнос может обернуться проблемой сродни украинской», — делится мнением российский политический и общественный деятель, писатель Захар Прилепин.

Он подчеркивает, что казаки, которые в момент своего становления на рубеже XVII-го столетия действительно являлись смешением в основном беглого русского, и отчасти татарского и малорусских сегментов (чуть позже был добавлен калмыцкий элемент) — полностью обрусели уже к началу XVIII века.

«Говорить же „субэтнос“ о современном казачестве — просто смехотворно. Казачество сегодня — это своеобразная политическая партия, иногда, как в данном случае, спекулирующая на историческом наследии. С тем же успехом можно и ЛДПР объявить субэтносом», — добавляет Захар Прилепин.

Резюмируя, он отмечает, что в профессиональном историческом кругу разговоры о «древнейшем происхождении казачества» давно проходят по разряду казуса.

«Печально, что никто это не объяснит ростовским политическим властям. Хотя они с Украиной соседи, ума это им так, видимо, не прибавило», — делится выводами писатель.

https://rostovgazeta.ru/article/general/18-10-2021/kazaki-po-natsionalnosti-zachem-v-rostovskoy-oblasti-razdelyayut-russkih?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news/search?text=

0

18

Русские или казаки: перепись на Ставрополье поставила ребром вопрос национальности

В связи с началом переписи населения на Ставрополье у казаков вновь возник «вечный вопрос», как записываться в графе национальность: как казак или как русский. В ситуации разбирался NewsTracker.

Обозначить казаков как народ

Всероссийская перепись населения проходит один раз в 10 лет и является важным событием, рекомендованным Организацией Объединенных Наций. Очередная, 12-я перепись населения Российской Федерации, пройдет в период с 15 октября по 14 ноября. Изначально она должна была пройти в 2020 году, однако из-за пандемии новой коронавирусной инфекции ее было принято перенести. Эта перепись станет первой переписью, проведенной в цифровом формате. Площадкой для нее станет Единый портал государственных услуг.

Несмотря на то, что графа «национальность» в паспорте гражданина РФ упразднена, в переписи люди имеют возможность указать свою национальную принадлежность. Одной из тенденций, которая уже наблюдается в данный момент, является осознание казаками своей идентичности как отдельного народа.

«Крайне спорная и опасная» идеология

Президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов напомнил, что идея «казачьей народности» не нова.

«Идеология, в соответствии с которой казаки — это самостоятельная народность, возникла не сегодня, она даже имела политический проект во время Гражданской войны в виде самостоятельных движений на Юге России. С исторической точки зрения — это идеология крайне спорная, с политической — крайне опасная. Аналогичное движение было и в Сибири, когда людей призывали записываться сибиряками», — рассказал эксперт.

С его точки зрения, это происходит потому, что сам статус национального меньшинства в системе координат российской национальной политики выгоднее, чем статус национального большинства.

«Причем это выгодно не только для самих носителей той либо иной идентичности, но и некоторым общественным активистам, которых иногда называют „этнические предприниматели“, которые используют эту деятельность для личных карьер и преференций. Акцентировать свою этническую „инаковость“ выгодно и региональным властям, потому что это усиливает их переговорную позицию в отношениях с федеральным центром», — указал политолог.

«Казаки массово указывают, что считают себя казаками по национальности — все мои друзья и сослуживцы поступают именно так. Мы и до революции, и после революции считались отдельным народом, так и фигурировали в документах. У нас особый быт, обычаи, традиции и многое другое, что отличает нас от других. Я считаю, что казакам надо обязательно себя обозначить как казаков и указать в переписи, что мы именно казаки, народ, живущий в России», — рассказал председатель Совета атаманов Ставропольского края Виталий Меленяко.

В качестве примеров возможных последствий он указывает на Беларусь и Украину.

«Система координат российской национальной политики устроена так, что она поощряет акцентирование „инаковости“ и, наоборот, дестимулирует русскую самоидентификацию. В перспективе это может привести к тому же, что случилось с отделением украинцев и белорусов как самостоятельных национальностей, потому что еще в начале XX века русская идентичность на западнорусских территориях была преобладающей при всем понимании особости и специфики Малороссии и Белоруссии», — напомнил Ремизов.

И то, что начиналось как «культурный проект», в итоге вылилось в отделение от России значительных территорий, а от русского народа — внезапно «осознавших себя» украинцев и белорусов.

«Тогда самоидентичность была двухуровневая: русская и региональная. Но в итоге пошли активные инвестиции в национальное строительство: вначале при крахе Российской империи, а потом при большевиках. Есть этап, когда эти инвестиции носят характер культурных практик, но есть и такой, когда включаются административные механизмы. При определенных обстоятельствах это может привести к тому же самому. Точно так же, как во второй половине XIX века созревали общественно-культурные предпосылки для украинского проекта без административного этапа, так как не было условий, но когда они появились — началась политическая реализация», — рассказал собеседник.

Чтобы этого не произошло, но и была возможность дать людям возможность самоидентификации, властям необходимо нормализовывать двухуровневую идентичность.

«С одной стороны, очень важно дать возможность самоидентификации представителям этого исторического сословия — казакам, а с другой — сохранить историческое и этнополитическое единство русского народа. Для этого казаки могут позиционироваться как субэтнос в рамках русского народа, как, например, те же поморы. То есть указывать региональную специфику не как альтернативную русской, а как ее дополнение, например: „русский, казак“ или „русский, помор“. И в таком варианте не будет отторжения», — поделился мнением политолог.

«Защитники русского народа»

Государственный советник II класса, бывший председатель Комитета по делам национальностей и казачества Сергей Попов напомнил, что определять свою национальность — конституционное право любого человека.

«Если я захочу записаться корейцем — то меня обязаны записать корейцем, так что казаки могут и должны записываться как казаки. Казаки всегда отличались и отличаются от русских общин и историей, и бытом, и традициями, поэтому нелогично записывать их в русских. Казачье внутреннее самоуправление совершенно иное, чем у остальных. Дело в том, что они никогда не были крепостными, имели выборных атаманов и многое другое, поэтому менталитет там совершенно иной. Поэтому казаки имеют полное право заявлять о себе как о народе и должны это делать. Тем более закон о репрессированных народах никто не отменял: в 1992 году казачество практически признали народом», — отметил собеседник.

Он указал и на то, что казачеством занимается не Министерство обороны, так что это не просто «военная структура». В Федеральном агентстве по делам национальностей уже есть отдел, занимающийся казачеством, так что фактически казачество и так рассматривается как народ.

Есть и вопрос территорий.

«Глядя на нынешний Северный Кавказ, где уже существуют мононациональные анклавы, можно с уверенностью заявить о провале идеологии „россиянства“ и страны как „плавильного котла“. Записываться казаками важно и потому, что историческое право на земли (Терского, Кубанского, Донского войска, которые были административными подразделениями со своим самоуправлением) принадлежит казакам», — сообщил Попов.

Позиционирование себя как казаков, по его мнению, поможет в непростых текущих условиях.

«На сегодняшний день на Кавказе до сих пор немало территориальных претензий возрастом лет 400 и присутствие казаков, которые также могут выдвинуть территориальные претензии в случае обострения, является сдерживающим фактором. Когда Ставропольский край вошел в состав СКФО, я настаивал на переименовании его в Ставропольскую Русскую республику, чтобы по статусу мы были наравне с соседями, но этого не произошло. И сейчас именно казачество отстаивает интересы русских на Кавказе, поэтому ему необходимо себя обозначить — это будет выгодно всем», — считает эксперт.

При несоблюдении в данный момент пропорционального представительства во власти всех народов, населяющих Россию, выделение казаков как народа поможет отрегулировать ситуацию.

«Согласно всем базовым принципам конфликтологии, во власти должны быть представлены представители всех народов, населяющих Россию на пропорциональных основах. Русских в России — 80%, но в органах власти, в частности, в Госдуме, такого количества русских нет. Указание же казачества народом поможет казакам быть обязательно представленными во власти, что русским будет только на руку. Надо не забывать, что ключевая задача казаков, прописанная во многих документах — это защита русского народа, и они по мере сил стараются ее выполнять. Также очень важно не поддаваться на провокации тех, кто хочет „столкнуть лбами“ русских и казаков — это не пойдет на пользу ни тем, ни другим, а только общим врагам», — поделился мнением Попов.

https://newstracker.ru/article/general/19-10-2021/russkie-ili-kazaki-perepis-na-stavropolie-postavila-rebrom-vopros-natsionalnosti?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news/search?text=

0

19

Зачем саздайоцца казачий язык

Враги России хорошо умеют работать "вдолгую". Если для разрушения государства недостаточно тех агентов, которые имеются "в обойме", значит, нужно создать новых. И тем полезнее будут такие агенты, чем более они будут искренни в своих убеждениях. В идеале они должны быть готовы пойти за убеждения на смерть.

Разделяй и переписывай

Особым успехом для наших недоброжелателей было бы привлечь на свою сторону самых верных и преданных защитников Отечества. Дискредитировав патриотов, ломать Россию станет намного легче и удобнее. Опытные враги готовы использовать в своей пропаганде любое событие внутри нашей страны – от несчастного случая или стихийного бедствия до вполне полезного мероприятия государственной важности – переписи населения.

Перепись – прекрасная возможность создать новые разломы в российском обществе. В очередной раз приуменьшить численность государствообразующего народа за счет выделения из него новых идентичностей. И чем больше таких идентичностей удастся создать, тем больше вреда будет нанесено народному единству. Например, можно попытаться противопоставить русским – казаков.

Казачество

Эта идея не нова. Тем более, что для этого можно использовать трагические страницы отечественной истории. ХХ век был веком тяжелых репрессий против целых страт народа России. Была уничтожена и большая часть казаков. Сотни тысяч эмигрировали, других заставили забыть о своем происхождении. Но с падением советского режима казаки стали вспоминать свое прошлое. Возрождение казачества не было беспроблемным. Наряду с подвигами, которые совершали и совершают казаки в боях на рубежах распадавшейся державы, наряду с драгоценными жемчужинами культуры, которые сохранили и возродили современные казаки, были и негативные явления. Но сегодня люди, идентифицирующие себя казаками, заметны в современной российской жизни. Казаки – есть.

А поскольку исторически казачество значительную часть своей истории было достаточно закрытым сообществом, отделенным от других групп жителей России, появилась идея раздуть из казаков отдельную нацию. Идея эта не нова. В Гражданскую войну независимость казачьих территориально-административных образований (войск) от Москвы и Петербурга была продиктована захватом в столицах власти большевиками (больше ничем). И считалась (в том числе руководителями этих административно-территориальных образований) явлением временным. До восстановления законной всероссийской власти. О провозглашении отдельной "казачьей нации" казачьи атаманы не думали. Даже называемый многими "сепаратистом" атаман Петр Николаевич Краснов никаким сепаратистом на самом деле не был. Кроме всего прочего, он был писателем и историком. Так вот, он написал статью "О казачьей самостийности", где ясно показывает ненужность и невозможность казачьего сепаратизма.

Казачий язык

Идею "казачьей самостийности" высказывал лишь небольшой эмигрантский кружок. Но ее подхватил не кто-нибудь, а Конгресс США. В 1959 году Конгресс принял резолюцию о "порабощенных народах", Дуайт Эйзенхауэр придал ей силу закона. Наряду с Украиной, Литвой и Эстонией, Конгресс США называет порабощенными (естественно, Россией!) народами "Казакию" и "Идель-Урал".

И вот уже в наши дни "по странному совпадению" появляются сообщества, которые занимаются не просто пропагандой казачьей самостийности, а созданием "казачьего языка". Ведь для обоснования появления отдельной нации нужен язык! Какой-никакой, а свой. Даже несуществующий…

Рецепт используется проверенный, "украинский". Берется максимальное количество слов, непохожих на русские (если для украинской и белорусской мов брались польские, немецкие и литовские, то для "казачьей" берутся турецкие, татарские и персидские). Возводятся в абсолют диалектизмы, которых полно не просто в каждом регионе, но и в каждой деревне.

Да, казаки знали и использовали восточные языки. Потому что постоянно пересекались с восточными народами. И заимствовали у них слова, кухню и даже одежду. Но это не делало их нерусскими. Мы сегодня тоже употребляем много английских заимствований, но это не превратило нас в англичан. Сочетание даже диалектных и заимствованных слов в предложении все равно происходит по законам русского языка. Как в известной фразе про "глокую куздру"* - все отдельные слова непонятны, но ни у кого не возникает сомнений, что сказана фраза на русском языке.

Новодельная мова недостаточно отличается от русского языка? Неважно! Создается (прямо на наших глазах) "письменный казачий гутор", куда добавляются буквы, которых нет в современном русском. В данном случае берутся из того же русского, но дореформенного. Ну так, чисто, чтобы внешне на письме отличалось. И написание вводится фонетическое, как при создании беларуской мовы или "падонкавскава езыга". Когда вместо "тся" и "ться" пишут "цца". "Саздайоцца", так сказать, "новый язык". Или "тварiцца" - они же под "древность" косят.

Зачем это делается? С какой целью? Кому он нужен, этот "письменный гутор"? Старикам? Не-е-ет! Нужен тем, кто хочет сделать казаков врагами России. И вот уже на "казачий язык" переводят (с белорусского, заметим!) песню Цоя "Мы ждём перемен!" Зачем? Для того, чтобы сделать из людей, считающих себя казаками, новых "змагароу". И настроить их против Москвы. Погрузить в оппозиционный контекст. Пока что создание "казачьего языка" - дело маргинальных энтузиастов. Но мы помним, что еще в конце XIX века украинством баловались тоже всего-то десятка два хлопоманствующих образованцев. Искусственный язык ведь нужен не для того, чтобы на нем реально говорили. А для того, чтобы в нужный момент его можно было вытащить и показать – мол, есть такая нация!

Казаки и казаки

Но тут возникает, выражаясь по-украински, "зрада". То есть внезапное предательство или облом. Если часть кубанцев говорит на "балачке", а донцов – на "гуторе", то получается, что "казачьих народов" - два? Ведь каждый из этих "языков" отличается друг от друга больше, чем от русского! А учитывая, что верхнедонской гутор отличается от нижнедонского, стало быть, на Дону живет как минимум два казачьих народа! А Семиреченские, Забайкальские, Сибирские и все другие казаки, которые не говорят ни на балачке, ни на гуторе, - тоже другие народы? Так сколько же тогда "казачьих народов"? Одиннадцать? Пятнадцать? Вот и приходим к очевидной бредовости попыток заставить казаков поверить, что их язык – нерусский, а сами они – нерусь.

Лично я не считаю, что нужно лишний раз делить большой русский народ, жемчужиной которого, защитником и хранителем традиций является казачество. Это не нужно никому, кроме наших врагов. Не зря к этому гей-либералы призывают. А что касается нашего самосознания, так казак останется казаком все равно. Зачем на казака натягивать какие-то дополнительные определения? Так что подумаем, казаки, нужно ли нам выписываться из русских?

*фразу "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит Бокренка" придумал русский филолог Лев Щерба в начале XX века. С её помощью он возбуждал у студентов интерес к удивительному миру русского языка, объяснял, как работают аффиксы в русском языке и как наш мозг анализирует информацию.

https://ren.tv/blog/aleksei-selivanov/895792-zachem-sazdaiotstsa-kazachii-iazyk?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news/search?text=

0

20

К чему приведет разделение Донского края на русских и казаков?

Основная тема переписи населения-2021 для Ростовской области - факт, что некоторые люди хотят записать себя там «казаками» по национальности. Кому это выгодно?

Особенностью 2021 года для донской территории станет то, что все, кто считает себя казаками, будут отражены в результатах как казаки. Человек, определивший себя «казаком», будет внесен в одну из подгрупп раздела «русские».

Но нашлись в регионе люди, которые считают, что казакам надо записываться в переписные листы отдельно. Их противники уверяют, что таким образом они хотят ослабить Россию, искусственно выделив из государствообразующих русских еще один этнос. Депутат Государственной думы от «Единой России» Виктор Водолацкий активно поддерживает эти начинания. Ему не нравится низкое количество «казаков» в прошлые годы. Депутат говорит, что сегодня в России реализуется государственная стратегия развития казачества до 2030 года. Есть закон о российском казачестве, создан Президентский Совет по делам казачества. И для того чтобы дальше развивать отношения, которые государство предлагает казакам, важным направлением переписи населения 2021 года якобы стало выявление числа казаков.

Доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории XX–XXI веков Южного федерального университета Андрей Венков рассказывает, что начиная с XIX века на Дону появилось сообщество донских казаков: «Тогда их объявили отдельным сословием. Это была огромная самоуправляющаяся община со своей землей и капиталом. В определенной мере сложилось государство в государстве. При этом казаки стали особой социально-экономической группой. То есть по факту, это были воины, которых пытались сделать земледельцами».

«В Российской империи это были лучшие, элитные войска, которые при минимальных потерях получили огромное количество наград. Из них выковали такое войско, какое не имела ни одна страна. А когда они жили в особых условиях, были замкнуты и фактически попали под департамент военных поселений, им нельзя было отлучаться из дома больше, чем на три месяца. Естественно, что в таких условиях среди казаков стал вырисовываться образ народа. Тогда им не хватало лишь одного субъективного фактора - осознания своего народа. И мое мнение таково, что по своему поведению они действительно стали напоминать отдельный народ», - добавляет Андрей Венков.

Однако эксперты отмечают, что в Ростовской области есть люди, которые себя записали в переписи так, как они хотят.

«Но тут надо подходить взвешенно, не исключая, что наш народ любит и пошутить. И когда идет перепись населения, одни могут написать, что они гоблины или эльфы, другие утверждают, что они скифы. Кого только может не оказаться. Но бывает разная степень формирования народа. И если группа людей искренне считает себя народом - этот народ существует», - убежден Андрей Венков.

И хотя в переписи населения решено «казаков» определять в подгруппу «русские». Но некоторые не согласны с таким подходом.

«Еще Ленин говорил, что казачество, как класс, надо ликвидировать. А все потому, что мы изначально были непокорны и не согласны с общей политикой. Не продавались никому. За это нас стали уничтожать, — говорит основатель школы казачьего языка Вячеслав Бублеев. — Только представьте, нас осталось всего 400 человек на всем свете, включая и Европу, которые могут „гутарить“ по-казачьи. Мы вынуждены выживать. И если сейчас это не сделать, то в современных условиях развития интернета мы потеряем свою идентичность, став „не богу свечкой, ни черту кочергой“. Русскими мы так и не станем. Поэтому сейчас мы лишь спасаем нашу великую нацию, о которой еще Лев Толстой говорил, что Русь сделана казаками».

Однако далеко не все опрошенные жители Ростовской области и федеральные эксперты позитивно восприняли выделение казаков в отдельную национальность.

«Это не более чем неумное политическое потворство весьма влиятельным казачьим организациям. В перспективе выделение казаков в отдельный этнос может обернуться проблемой сродни украинской», — делится мнением российский политический и общественный деятель, писатель Захар Прилепин. - Говорить „субэтнос“ о современном казачестве — просто смехотворно. Казачество сегодня — это своеобразная политическая партия, иногда, как в данном случае, спекулирующая на историческом наследии. С тем же успехом можно и ЛДПР объявить субэтносом».

Резюмируя, он отмечает, что в профессиональном историческом кругу разговоры о «древнейшем происхождении казачества» давно проходят по разряду казуса.

https://bataysk-gorod.ru/news/k-chemu-privedet-razdelenie-donskogo-kraya-na-russkikh-i-kazakov-?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news/search?text=

0