Священник из Ростова рассказал о гей-лобби в РПЦ и был вынужден покинуть Россию
Протоиерей Александр Усатов, который продолжительное время служил в Ростовском кафедральном соборе, в своем блоге на сайте «Сноб» признался в своей гомосексуальной ориентации и рассказал о том, что послужило его покинуть РПЦ и переехать в Нидерланды.
– Я не мог больше оставаться в церковной системе не только потому, что стал атеистом. Я — гей и никогда не чувствовал себя в безопасности в РПЦ, а в последние годы стал объектом травли со стороны митрополита (митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, - прим. ред) и его окружения, знавших о моей ориентации, – сообщил Усатов.
Бывший священник сразу заявил, что он признался митрополиту Меркурию в своей ориентации. И никаких последствий от этого ему не было. В церкви, по словам Усатова, в целом к гомосексуалистам относятся вполне лояльно. Но лишь до поры до времени.
– Геи в РПЦ находятся в двойственной ситуации. С одной стороны, все знают о существовании гей-лобби и возможности сделать легкую карьеру, пройдя через архиерейскую постель. С другой стороны — наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали, – рассказал Усатов.
Главным девизом среди духовенства является «можно всё, главное — не спалиться!». Если священника ловят на подобных связях, то на него тут же обрушивается весь гнев церкви. Вот только епископов-геев это не касается, их РПЦ будет защищать до последнего.
Проблемы у Александра Усатова начались после конфликта с «самым известным священником-геем в Ростовской епархии». Последнему якобы не понравилось, что Усатов общается с мальчиками, на которых тот положил глаз.
– На почве ревности он стал распространять обо мне лживые слухи, пугать мной митрополита и даже писать доносы в «органы». Думаю, его пугала возможность собственного разоблачения, и он старательно играл в защитника традиционных ценностей, чтобы отвести от себя подозрения. Поэтому его так бесило, что я вовсе не собирался плясать под ту же гомофобную дудочку, – написал бывший священник.
После этого у Усатова испортились и отношения с митрополитом Меркурием, которому пожаловались на неудобного священника. Глава донской епархии же, по словам Усатова, очень боится скандалов, чтобы не получить «нагоняй» от патриарха Кирилла.
– Митрополит Меркурий (Игорь Иванов) всегда очень сильно переживает за свое положение в глазах патриарха (Владимира Гундяева) — думаю, эти страхи серьезно отравляют ему жизнь и здоровье. Поэтому любой скандал вокруг РПЦ, который может потревожить Гундяева, Иванов старается максимально купировать у себя в Донской митрополии. Меркурия, в свою очередь, окружают протоиереи-карьеристы, которые пытаются предугадать любые капризы своего шефа и зачастую перегибают палку, – рассказал Усатов.
Конфликт подвиг священника на мысли о том, чтобы покинуть лоно Русской православной церкви. Александр попросту боялся, что его ориентация станет достоянием общественности и его попросту затравят.
Работать Александру Усатову становилось все сложнее. Митрополит пытался постоянно поддеть или уколоть его на публичных мероприятиях.
– Даже на собраниях священников он пытался меня всячески задеть и унизить, используя надуманные и ничтожные поводы. Осенью 2019 года митрополит, подкравшись сзади, отвесил мне щелбан прямо на глазах у моих коллег. Это был жест крайнего неуважения, ведь я не какой-нибудь мальчик, а протоиерей с 15-летним стажем. Позже он не раз выговаривал мне, что длинный язык относительно «голубой темы» до добра не доведёт, – пишет Усатов.
А в начале 2020 года противостояние протоиерея и РПЦ дошло до своего апогея. Однажды к Александру Усатову подошел человек в штатском, который заявил ,что один из близких к митрополиту протоиереев написал на него донос в очень серьезное ведомство. Священника обвинили во всех страшных грехах.
– Среди выдвигаемых обвинений: поддержка Навального, пропаганда идей оппозиции и ЛГБТ-агитация среди молодежи, – рассказал Александр.
Об интересе со стороны «серьезных людей» ему неоднократно заявлял и сам Меркурий.
– В тот момент я подумал, что снятие сана поможет мне выйти из-под пристального внимания этих «органов»: я стану обычным мирянином и от меня отстанут. И написал прошение на имя патриарха с просьбой лишить меня сана, так как я неверующий человек, – отметил Усатов.
По мнению Усатова, это стало ошибкой, ведь дойди это письмо до патриарха, к Меркурию возникнет множество вопросов. Патриарх по-любому «спросит, как же Меркурий просмотрел этого Усатова, который многие годы служил в кафедральном соборе, получил несколько патриарших наград и издавал книги под официальным грифом РПЦ». А лишних конфликтов с руководством Меркурию не нужно. Поэтому сана Усатова так и не лишили.
– Когда я передал свое прошение, митрополит позвонил мне и мы долго разговаривали по телефону. Среди многочисленных упреков прозвучало, что я якобы шизофреник и закончу тем, что «выйду в окно» (я жил на 15 этаже), – написал экс-священник.
На этом общение Усатова с начальством не закончилось. Примечательно, что перед встречей с Меркурием у протоиерея забирали телефон, но однажды ему удалось пронести диктофон. В тот раз Меркурий открыто рекомендовал Усатову покинуть регион и «не создавать проблем».
– Митрополит потребовал, чтобы я немедленно «покинул епархию вместе с любовником». Он дал понять, что мое присутствие в Ростовской области доставляло ему неудобства: «Ты мне мешаешь!, – написал Усатов.
Также Усатов отметил, что ему тонко намекнули, что в анонимных блогах может появиться компрометирующая информация, которая может подпортить ему жизнь. И она действительно начала появляться.
После этого Усатову запретили служить. Руководствовались при этом 25 правилами апостолов («Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличённый, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучён от общения церковного»), а также «по болезни». Александр отмечал, что ему неоднократно говорили, что считают его душевнобольным.
– Мне говорили, что я должен прекратить писать в интернете и уехать из Ростова-на-Дону, иначе со мной расправятся физически. Поскольку митрополит озвучил в мой адрес диагноз — шизофрения, я начал опасаться, что как во времена Хрущева могу попасть в психиатрическую клинику, где мне бы быстро закрыли рот. Стать инвалидом после нападения православных молодчиков, казаков или просто бандитов мне тоже не хотелось, – написал Усатов в своем блоге.
Не выдержав давления, Александр связался с гей-сообществом в Нидерландах и был вынужден уехать из города и страны. Там он попросил убежища и сейчас спокойно живет в своем доме.
– Я не курю марихуану, не предаюсь распутству и не посещаю гей-клубы — мне это не нужно. Я просто живу, изучаю языки, наслаждаюсь красотой природы и архитектурой городов. Мое пособие покажется сказочным многим священникам РПЦ. А главное — я стараюсь быть самим собой, чего я был лишен все 30 лет пребывания в церкви, – написал Александр Усатов.
В ростовской епархии назвали все сказанное Усатовым бредом.
— Дон, знаете ли, край суровый, нетолерантный, казачьи понятия тут отличаются от Нидерландских. Священника гомосексуалиста давно бы попросили снять крест, если он не в состоянии одеть штаны. Ведь Усатов хлопнул церковной дверью, заявив, что его разрыв носит сугубо интеллектуальный характер. Ежемесячно писал какие-то пасквили в адрес церкви. И вот сейчас мы увидели, что причина ухода была в процессах, которые происходили не в его голове, а гораздо ниже, — рассказал пресс-секретарь митрополита Игорь Петровский.
По словам Петровского, все сказанное бывшим священником нацелено на то, чтобы получить очередной денежный транш от нидерландского гей-сообщества.
— Очевидно, что «лёгкая карьера геям» в епархии не светит. Сейчас многое стало ясно. Открылись обстоятельства тайных похождений Усатова, истории домогательств, эксцессы харрасмента. Заявление предсказуемо и долгожданно. Чтобы пребывать на иждивении гей-сообщества, объект субсидий должен заинтересовать их каким-то ярким «каминг-аутом», — добавил Петровский.
Опрошенные изданием «Блокнот Ростов» священники РПЦ на условиях анонимности рассказали, что помнят Александра Усатова, как доброго и отзывчивого человека, который долгие годы был предан своего дела. На вопрос о гей-лобби в РПЦ они предпочли не отвечать.
https://bloknot.ru/obshhestvo/svyashhen … 48952.html